Достижение поставленных целей и решение задач управления унитарными предприятиями и учреждениями связаны как с построением системы взаимоотношений с их руководителями, стимулирующей эффективную деятельность последних в интересах собственника, так и с непосредственным управлением государственными органами соответствующим государственным имуществом. Для этого могут приниматься решения о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, определении предмета и целей их деятельности, соответствующей целям государства, приватизации государственного имущества, согласовании предложений по распоряжению государственным имуществом, осуществлению контроля за использованием его по назначению и сохранностью, изъятию, а также иные решения в соответствии с полномочиями собственника, определенными законодательством. Реализация системы управления предполагает:
а) определение круга и количества унитарных предприятий, необходимых для выполнения государственных функций.
Для оптимизации количества унитарных предприятий необходимо, чтобы организации в форме унитарного предприятия создавались исключительно в тех случаях, когда цели и задачи, ради которых они создаются, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иной организационно - правовой формы.
В случае принятия решений о несоответствии деятельности унитарных предприятий и учреждений определенным задачам осуществляется:
- преобразование унитарных предприятий в акционерные общества, приватизация соответствующего государственного имущества иным способом;
- реструктуризация унитарных предприятий, включая при необходимости реализацию интеграционных механизмов;
- передача унитарных предприятий и учреждений в муниципальную собственность;
- ликвидация унитарных предприятий и учреждений;
б) определение цели Воронежской области применительно к каждому унитарному предприятию и учреждению, которое состоит в:
- установлении обязательных требований к представлению руководителями унитарных предприятий и учреждений в отраслевые органы исполнительной власти области сведений о текущем и перспективном планировании финансово - экономических, хозяйственных и иных результатов деятельности унитарных предприятий и учреждений;
- утверждение государственным органом области цели деятельности унитарного предприятия (учреждения), программы (плана, бизнес-плана) его деятельности, конкретизирующей способ достижения цели, что является основой взаимодействия между администрацией и руководителем. Невыполнение такой программы (плана, бизнес-плана) является основанием для привлечения к ответственности руководителя;
в) назначение руководителей только на конкурсной основе;
д) ужесточение контроля за деятельностью руководителей унитарных предприятий и учреждений и самих унитарных предприятий и учреждений, для чего:
- установить порядок утверждения уставов унитарных предприятий и учреждений, а также заключения контрактов с их руководителями ГУГИ по согласованию с отраслевыми областными органами исполнительной власти;
- осуществлять учет уставов унитарных предприятий и учреждений, а также контрактов с руководителями предприятий в ГУГИ в рамках ведения реестра областного имущества;
- провести проверки учредительных документов унитарных предприятий и привести их в соответствие с типовым уставом;
- привести организационно-правовую форму всех унитарных предприятий и учреждений в соответствие с требованиями действующего законодательства;
- привести контракты с руководителями унитарных предприятий в соответствие с типовым контрактом;
- создать и поддерживать единую информационную систему, содержащую сведения о деятельности и финансово-экономическом состоянии унитарных предприятий и учреждений;
- отраслевым органам исполнительной власти области устанавливать, по согласованию с Главным управлением экономического развития администрации области основные экономические и иные качественные показатели работы унитарных предприятий и учреждений, в соответствии с которыми оценивается эффективность их деятельности;
- отраслевым органам исполнительной власти области проводить периодический анализ финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий и учреждений, достигнутых ими основных экономических показателей по результатам отчетов и данным проверок контролирующих органов;
- отраслевым органам исполнительной власти проводить обязательные ежегодные аудиторские проверки унитарных предприятий с привлечением аудиторов из числа уполномоченных органами по управлению имуществом.
е) определение размеров прибыли унитарного предприятия, подлежащей перечислению в областной бюджет в виде дохода собственника от использования имущества, и порядка такого перечисления.
Практическая реализация изложенных подходов предполагает создание соответствующей им правовой основы. В связи с этим необходимо разработать и принять в установленном порядке следующие нормативные документы:
- положение об аудиторских проверках областных унитарных предприятий;
- положение о порядке создания и деятельности областных государственных предприятий и учреждений;
- положение о порядке реорганизации и ликвидации областных государственных унитарных предприятий и учреждений;
- положение о порядке проведения конкурса на замещение должности руководителя областных государственных унитарных предприятий: