Недействующий

О КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ПРИВАТИЗАЦИИ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Оценка состояния управления унитарными предприятиями и учреждениями


В настоящее время в Воронежской области насчитывается 58 унитарных предприятий и 205 учреждений областного уровня собственности.

По действующему законодательству Воронежской области унитарные предприятия и учреждения создаются совместными постановлениями областной Думы и администрации области по предложению областных органов исполнительной власти.

Функции по управлению унитарными предприятиями четко разделены между областными органами исполнительной власти следующим образом.

ГУГИ наделяет унитарные предприятия имуществом, относящимся к областной собственности, ведет их реестр, согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом и автотранспортом, осуществляет действия по созданию, ликвидации и реорганизации унитарных предприятий, осуществляет контроль за эффективностью использования государственного имущества, закрепленного за унитарными предприятиями и учреждениями.

Отраслевые органы исполнительной власти утверждают уставы унитарных предприятий и учреждений, назначают на должность и освобождают от должности их руководителей, заключают, изменяют и расторгают контракты с руководителями, вносят обоснованные предложения по созданию, ликвидации и реорганизации унитарных предприятий и учреждений, определяют виды их деятельности, обеспечивают принятие унитарными предприятиями бизнес-планов, антикризисных программ и контролируют их выполнение.

Нормативно - правовая база, определяющая цели и задачи создания унитарных предприятий, а также порядок их функционирования, недостаточна. Отсутствует полный реестр унитарных предприятий, содержащий информацию об их активах и основных результатах финансово-хозяйственной деятельности.

На практике широкие полномочия руководителей унитарных предприятий в отсутствие действенных инструментов и порядка управления, контроля и мотивации руководителей приводят к:

а) переводу части финансовых потоков унитарных предприятий в фирмы - спутники, создаваемые с целью изменения направления финансовых потоков. В результате вся прибыль, которую могли бы получить унитарные предприятия, оседает именно в этих фирмах;

б) заключению сделок, в которых заинтересовано руководство унитарного предприятия, что приводит к искусственному завышению себестоимости продукции, а в ряде случаев - к хищениям государственного имущества;

в) отсутствию у государственных органов актуальной информации о состоянии дел в унитарных предприятиях;

г) невозможности предотвратить негативные последствия неквалифицированной или противоправной деятельности руководителей.

Порядка 80 процентов областных унитарных предприятий отвечают признакам неплатежеспособности, что во многом спровоцировано отсутствием должного управления и бесконтрольностью со стороны органов исполнительной власти Воронежской области. Отсутствует практика получения собственником части прибыли унитарного предприятия.

Основные выводы:

а) существующая система управления унитарными предприятиями неэффективна и требует кардинального реформирования;

б) деятельность унитарных предприятий, как правило, неэффективна:

в) отсутствуют четкие критерии необходимости создания и функционирования унитарных предприятий;

г) низкая эффективность деятельности унитарных предприятий приводит к недополучению доходов в областной бюджет.

Регламентированная соответствующими правовыми актами система контроля за осуществлением учреждениями хозяйственных операций в настоящее время отсутствует. В то же время Воронежская область несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждений. Учреждения же имеют возможность осуществлять финансирование своей деятельности за счет привлечения кредитных ресурсов без согласования с собственником, что приводит к нанесению прямого ущерба государству. Кроме того на практике достаточно часто встречаются случаи не целевого использования выделенного учреждениям имущества.