Недействующий

О КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ПРИВАТИЗАЦИИ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

3.1. Оценка состояния управления акциями (долями)


В настоящее время Воронежская область является участником (акционером) в 53 акционерных обществах. Кроме того, в отношении 2 акционерных обществ используется специальное право на участие Воронежской области в их управлении (далее именуется - специальное право ("золотая акция").

В зависимости от степени участия области в уставных капиталах акционерные общества классифицируются следующим образом:

более 50 процентов - 9 акционерных обществ,

от 25 до 50 процентов - 5 акционерных обществ,

менее 25 процентов - 39 акционерных обществ.


Иными словами, Воронежская область обладает контрольным пакетом акций 9-ти АО, в 5-ти АО она обладает фактическим контролем, в остальных же является простым участником (акционером), в определенных случаях практически отстраненная от управления и способная рассчитывать только на получение дивидендов по имеющемуся пакету.

Большая часть пакетов закреплена в собственность области при приватизации государственных предприятий, шесть пакетов приобретены на условиях капитализации, 9 созданы по решению органов власти области с оплатой акций областным имуществом.

Дивиденды 110 областным пакетам акций составили:

в 2000 году - 77 тыс. руб.,

в 1999 году - 39.4 тыс. руб.,

в 1998 году - 36,5 тыс. руб.


Деятельность по управлению акциями, находящимися в областной собственности, а также по осуществлению прав участника в хозяйственных товариществах и обществах регулируется следующим образом:

а) областная Дума и администрация области с учетом требований федерального и областного законов о государственной программе приватизации ежегодно определяет прогнозный перечень предполагающихся к продаже акций акционерных обществ;

б) администрация области принимает решения о продаже акций, о закреплении акций открытых акционерных обществ в областной собственности, об использовании в отношении указанных обществ специального права ("золотой акции"), определяет порядок назначения (избрания) представителей Воронежской области в органы управления и ревизионные комиссии открытых акционерных обществ, акции которых находятся в областной собственности или в отношении которых используется специальное право ("золотая акция");

в) администрация области по представлению ГУГИ дает разрешение на передачу в залог, в доверительное управление в уставные капиталы хозяйственных обществ и иное распоряжение (за исключением продажи) акциями, находящимися в областной собственности;

г) областная Дума и администрация области определяют порядок и условия приобретения акций в областную собственность, в том числе - путем погашения просроченной задолженности областному бюджету;

д) ГУГИ реализует решения о продаже акций, от имени Воронежской области осуществляет права акционера (участника) хозяйственных обществ, дает представителям Воронежской области в письменной форме директивы на голосование по вопросам повестки дня заседаний органов управления акционерных обществ, заключает контракты с физическими лицами, не являющимися государственными служащими, на представление интересов Воронежской области в акционерных обществах, организует учет акций, находящихся в областной собственности, и ведение соответствующего реестра;

е) ГУГИ владеет переданными ему акциями до момента их продажи, в том числе осуществляет полномочия Воронежской области как акционера в акционерных обществах, проводит аукционы (конкурсы) по продаже акций, ведет учет обязательств покупателей, определенных договорами купли-продажи акций, осуществляет контроль за выполнением инвестиционных и (или) социальных условий коммерческих конкурсов;

ж) администрация области и областная Дума ходатайствуют перед федеральными органами государственной власти о передаче в собственность области федеральных пакетов акций организаций, находящихся на территории области, а также предприятий, которые входят в единый технологический комплекс области;

з) отраслевые органы исполнительной власти области представляют в ГУГИ кандидатуры для назначения представителей Воронежской области в органы управления акционерных обществ, акции которых находятся в областной собственности, а также предложения по голосованию представителей Воронежской области по вопросам повестки дня заседаний органов управления акционерных обществ, участвуют в принятии решений о закреплении акций, находящихся в областной собственности, их продаже и ином распоряжении этими акциями.

Воронежская область управляет принадлежащими ей акциями, а также осуществляет свои права участника в хозяйственных товариществах и обществах через институт своих представителей, назначенных постановлением администрации Воронежской области.

Учитывая количество хозяйственных товариществ и обществ, в которых Воронежская область является участником (акционером), их значимость для экономики области, отраслевую специфику указанных организаций и ряд иных факторов, нельзя признать эффективной систему управления посредством института таких представителей по следующим причинам:

а) существующий порядок назначения государственных служащих представителями не предусматривает действенных механизмов оценки их профессиональных качеств, квалификации и подготовки с учетом специфики конкретного объекта управления;

б) отсутствие обязательной практики постановки конкретных задач перед представителями области и закрепления в договорах с управляющими программы мероприятий по реализации этих задач приводит, с одной стороны, к непоследовательности в деятельности управляющих, искажению их понимания государственных интересов, с другой - к отсутствию оснований для применения мер ответственности за неэффективность управления;

в) размер доли в уставных капиталах, принадлежащей Воронежской области, не всегда обеспечивает возможность влияния на принятие определенных решений органами управления этих организаций. Таким образом, не представляется возможным достижение цели усилиями управляющего вследствие незначительности влияния;

г) отсутствует порядок передачи акций, принадлежащих Воронежской области, в доверительное управление.