Принципы и подходы к управлению акциями (долями), принадлежащими Воронежской области, аналогичны механизму, описанному в настоящей Концепции применительно к унитарным предприятиям и учреждениям. Наряду с построением взаимоотношений с управляющими, необходима реализация системы управления областным имуществом, заключающейся в непосредственном принятии органами государственной власти Воронежской области решений о распоряжении акциями и имущественными правами, принятии решений об участии в хозяйственных товариществах и обществах.
Применительно к каждому случаю участия Воронежской области в хозяйственных товариществах и обществах должна быть определена и зафиксирована цель такого участия, которой руководствуются лица, привлекаемые в качестве управляющих.
Необходимо определить:
- пределы полномочий управляющих в зависимости от категории управляющих и характера объекта управления, порядок взаимодействия управляющих и государственных органов при принятии последними решений, выходящих за пределы полномочий управляющего;
- порядок получения информации о деятельности управляющих и состоянии дел соответствующих хозяйственных товариществ и обществ, ведения соответствующих баз данных, обработки информации;
- обязательные требования к форме и содержанию предложений о способе достижения целей государства (программы деятельности управляющего), отчетов управляющих, критерии оценки достижения результата управления деятельностью хозяйственных товариществ и обществ;
- порядок взаимодействия государственных органов при принятии управленческих решений о выборе (назначении) управляющих, а также решений, принимаемых по результатам отчетности управляющих, контроля за их деятельностью и оценки иной информации о состоянии дел соответствующих хозяйственных товариществ и обществ.
Ключевым элементом системы взаимоотношений с управляющими является принцип приоритета привлечения в качестве доверительных управляющих и управляющих компаний юридических лиц, имеющих в штате аттестованных специалистов, а также опыт соответствующей деятельности, безупречную деловую репутацию и предоставляющих надежное обеспечение выполнения своих обязательств в сфере управления.
Назначение государственных служащих представителями в хозяйственные товарищества и общества производится при наличии обоснования такого назначения (экономия ресурсов по управлению, в целях безопасности).
Цели и задачи управления акциями (долями), находящимися в областной собственности, предполагают осуществление следующих мероприятий:
1) классификация хозяйственных товариществ и обществ по количественным и качественным показателям. Целью классификации является определение основных групп находящихся в государственной собственности акций, долей Воронежской области, по отношению к которым необходимо применять различные механизмы управления.
2) осуществление государственных функций при управлении акциями, закрепленными в областной собственности, в том числе:
- координация работы органов государственной власти Воронежской области в процессе управления пакетами акций ГУГИ;
- назначение представителей Воронежской области в органы управления открытых акционерных обществ, акции которых находятся в областной собственности, из числа специалистов отраслевых областных органов исполнительной власти, ГУГИ;
- обеспечение представления интересов Воронежской области в органах управления наиболее крупных акционерных обществ, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую значение для экономики Воронежской области, как правило, государственными служащими - сотрудниками ГУГИ и заместителями Главы администрации Воронежской области, курирующими данную отрасль;
- выдача ГУГИ письменных указаний для голосования представителям государства в органах управления открытых акционерных обществ, акции которых находятся в областной собственности, по согласованию с отраслевыми органами исполнительной власти;
- установление порядка использования пакетов акций в качестве гарантий от имени Воронежской области с отнесением этих гарантий на государственный долг, обеспеченный имуществом, а не доходами областного бюджета;
- консолидация пакетов акций акционерных обществ, осуществляющих однородную деятельность или деятельность по достижению аналогичных целей;
- приобретение акций акционерных обществ для усиления государственного участия в этих обществах, если это необходимо для выполнения общегосударственных задач и если для этого есть необходимые механизмы и (или) ресурсы:
- установление механизма сохранения размера пакета акций (доли участия государства в уставном капитале) при осуществлении дополнительных эмиссий;
- замена закрепленного в областной собственности пакета акций на специальное право ("золотую акцию"):
- принятие мер по пересмотру уставов хозяйственных товариществ и обществ для обеспечения интересов государства;
3) проведение мероприятий, направленных на увеличение неналоговых доходов применительно к хозяйственным обществам, функционирующим в высокодоходных отраслях экономики, производящим ликвидную продукцию, имеющим стабильное финансовое положение и не требующим значительных инвестиционных вложений, в том числе:
- покупка акций для формирования их в пакеты, последующая продажа которых обеспечит наибольший доход в бюджет:
- выпуск и реализация производных ценных бумаг, обеспеченных акциями;
- выпуск производных ценных бумаг, дающих право на приобретение акций через определенный срок, с одновременной передачей указанных акций в доверительное управление покупателю производных ценных бумаг;
- приватизация акций с осуществлением предпродажной подготовки и санации акционерных обществ перед продажей;
- в отношении товариществ и обществ с ограниченной ответственностью - выход из общества с получением действительной стоимости доли, определяемой из расчета чистых активов организации;