Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ И ЗАДАНИЯ НА РАЗРАБОТКУ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ "РЕФОРМИРОВАНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004 - 2010 ГОДЫ"






Приложение 1
Утверждено
распоряжением
администрации области
от 21.01.2004 N 74-р

КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ


В настоящее время техническое состояние и неудовлетворительное финансовое положение ЖКК области свидетельствуют о наличии глубоких кризисных факторов и противоречий в функционировании этой важнейшей отрасли, оказывающей существенное влияние на качество жизни населения.

Деятельность предприятий в этой сфере характеризуется высокой затратностью, отсутствием экономических стимулов снижения издержек на производство жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкуренции, что вызывает возрастание степени износа основных фондов, приводит к значительным потерям ресурсов (энергии, воды и др.), увеличению стоимости услуг и сказывается на эффективности работы отрасли в целом.

Нарекания со стороны населения на количество и качество поставляемых жилищно-коммунальных услуг во многом вызваны отсутствием возможности потребителей получать эти услуги в четко учитываемом количестве и определенного качества. В настоящее время оплата услуг ЖКХ производится не за объемы потребленных, а за объемы произведенных услуг, включая все непроизводительные потери производителей.

Затраты на содержание отрасли занимают значительную долю консолидированного бюджета области. В 2002 году расходы консолидированного бюджета области на ЖКХ составили 2006,3 млн. рублей или 13,6% в общей сумме расходов, что соизмеримо с суммарными затратами бюджета по разделам "Сельское хозяйство", "Транспорт, связь и информатика", "Культура и искусство", "Социальная политика".

За 9 месяцев 2003 года расходы консолидированного бюджета области на ЖКХ составили 1735,8 млн. рублей или 14,2% в общей сумме расходов, что соответствует сумме затрат бюджета по разделам "Сельское хозяйство", "Транспорт, связь и информатика", "Культура и искусство", "Социальная политика", "Предупреждение и ликвидация последствий ЧС".

В последние годы неоднократно предпринимались попытки реформирования жилищно-коммунального хозяйства, однако все они были безуспешными. Одной из важнейших причин неудач являлась ошибочная система базовых концептуальных идей. Жилищно-коммунальное хозяйство рассматривалось как кризисная сфера деятельности, подлежащая оздоровлению. Исходная концептуальная установка преобразований в ЖКК ограничивала необходимость поиска за пределами этой сферы значительных финансовых ресурсов для ее поддержания в жизнеспособном состоянии.

Производство коммунальных услуг и обеспечение ими населения рассматривалось в качестве исключительной прерогативы государства и муниципальных властей.

Не вызвал позитивных изменений процесс разделения функций собственности, управления и эксплуатации объектов ЖКХ, так как функцию власти и функцию собственника выполнял орган государственной (муниципальной) власти; функцию управленца выполняло учрежденное этим органом государственное (муниципальное) предприятие, а функцию эксплуатационника - учрежденная или подконтрольная этому предприятию организация.

Становится очевидным, что необходимо избрать путь комплексного реформирования отрасли, конечными целями которого являются:

- Обеспечение безопасного, устойчивого, качественного функционирования, воспроизводства и развития жилищно-коммунального комплекса Воронежской области;

- Обеспечение права потребителя коммунальных услуг получать их в том объеме и такого качества, которые сам потребитель считает для себя приемлемыми и которые он в состоянии оплатить;

- Обеспечение набором жилищно-коммунальных услуг в объеме минимальных нормативов социально уязвимых категорий населения области;

- Создание условий для привлечения реальных инвесторов и перевода отрасли на самоокупаемость.

Указанные цели могут быть достигнуты только через демонтаж сложившихся муниципальных систем ЖКК посредством полной приватизации отраслей ЖКК, с последующей частичной продажей на аукционе пакетов акций. При этом электрические, тепловые, водопроводные сети и сети водоотведения (канализации) остаются в собственности муниципалитетов и передаются инвесторам в долгосрочную аренду. Исполнительная власть оставляет за собой контрольную функцию по регулированию тарифов.

Реформирование ЖКК должно происходить по следующим основным направлениям:

1. Реформирование системы отношений в сфере управления жилищным фондом и потребления коммунальных услуг.

2. Реформирование системы отношений в сфере обслуживания жилищного фонда и предоставления жилищно-коммунальных услуг.

3. Реформирование системы отношений в производственных отраслях коммунального комплекса; техническая модернизация объектов ЖКХ.

4. Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья.

Глубинный характер реформ, крупномасштабность задач, в решение которых должно быть вовлечено множество ведомств, управлений, включая федеральные структуры (БТИ, ГУЮ), непосредственно организации и учреждения ЖКК, а также организации жилищного самоуправления граждан, задействованы разнообразные рыночные институты и механизмы, необходимость одновременного рассмотрения и преобразования почти всех сфер ЖКК диктует целесообразность разработки и реализации комплексной программы реформирования ЖКК области на среднесрочный период.

Учитывая многоаспектность и сложность проблем, а также жизнеобеспечивающую функцию отрасли, организацию разработки и реализации такой программы должна взять на себя государственная и муниципальная власть.


1. Реформирование системы отношений в сфере управления жилищным фондом и потребления коммунальных услуг.


Конечными целями реформирования данного направления являются:

- формирование и юридическое оформление объектов жилой недвижимости, как объектов управления, и регистрация прав собственности на них (в том числе создание кондоминиумов);