РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 21 января 2004 года N 74-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ И ЗАДАНИЯ НА РАЗРАБОТКУ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ "РЕФОРМИРОВАНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004 - 2010 ГОДЫ"
В целях создания единой идеологии по осуществлению реформы жилищно-коммунального комплекса Воронежской области в 2004 - 2010 годах, в соответствии с распоряжением администрации области от 02.12.2003 N 2043-р:
1. Утвердить концепцию реформирования жилищно-коммунального комплекса (приложение 1).
2. Утвердить задание на разработку комплексной программы "Реформирование жилищно-коммунального комплекса Воронежской области на 2004 - 2010 годы" (приложение 2).
3. Рекомендовать главам местного самоуправления (администраций) городов и районов области разработать программы реформирования ЖКК города, района с учетом основных положений областной концепции и задания.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Исполняющий обязанности
главы администрации области
С.М.НАУМОВ
КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
В настоящее время техническое состояние и неудовлетворительное финансовое положение ЖКК области свидетельствуют о наличии глубоких кризисных факторов и противоречий в функционировании этой важнейшей отрасли, оказывающей существенное влияние на качество жизни населения.
Деятельность предприятий в этой сфере характеризуется высокой затратностью, отсутствием экономических стимулов снижения издержек на производство жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкуренции, что вызывает возрастание степени износа основных фондов, приводит к значительным потерям ресурсов (энергии, воды и др.), увеличению стоимости услуг и сказывается на эффективности работы отрасли в целом.
Нарекания со стороны населения на количество и качество поставляемых жилищно-коммунальных услуг во многом вызваны отсутствием возможности потребителей получать эти услуги в четко учитываемом количестве и определенного качества. В настоящее время оплата услуг ЖКХ производится не за объемы потребленных, а за объемы произведенных услуг, включая все непроизводительные потери производителей.
Затраты на содержание отрасли занимают значительную долю консолидированного бюджета области. В 2002 году расходы консолидированного бюджета области на ЖКХ составили 2006,3 млн. рублей или 13,6% в общей сумме расходов, что соизмеримо с суммарными затратами бюджета по разделам "Сельское хозяйство", "Транспорт, связь и информатика", "Культура и искусство", "Социальная политика".
За 9 месяцев 2003 года расходы консолидированного бюджета области на ЖКХ составили 1735,8 млн. рублей или 14,2% в общей сумме расходов, что соответствует сумме затрат бюджета по разделам "Сельское хозяйство", "Транспорт, связь и информатика", "Культура и искусство", "Социальная политика", "Предупреждение и ликвидация последствий ЧС".
В последние годы неоднократно предпринимались попытки реформирования жилищно-коммунального хозяйства, однако все они были безуспешными. Одной из важнейших причин неудач являлась ошибочная система базовых концептуальных идей. Жилищно-коммунальное хозяйство рассматривалось как кризисная сфера деятельности, подлежащая оздоровлению. Исходная концептуальная установка преобразований в ЖКК ограничивала необходимость поиска за пределами этой сферы значительных финансовых ресурсов для ее поддержания в жизнеспособном состоянии.
Производство коммунальных услуг и обеспечение ими населения рассматривалось в качестве исключительной прерогативы государства и муниципальных властей.
Не вызвал позитивных изменений процесс разделения функций собственности, управления и эксплуатации объектов ЖКХ, так как функцию власти и функцию собственника выполнял орган государственной (муниципальной) власти; функцию управленца выполняло учрежденное этим органом государственное (муниципальное) предприятие, а функцию эксплуатационника - учрежденная или подконтрольная этому предприятию организация.
Становится очевидным, что необходимо избрать путь комплексного реформирования отрасли, конечными целями которого являются:
- Обеспечение безопасного, устойчивого, качественного функционирования, воспроизводства и развития жилищно-коммунального комплекса Воронежской области;
- Обеспечение права потребителя коммунальных услуг получать их в том объеме и такого качества, которые сам потребитель считает для себя приемлемыми и которые он в состоянии оплатить;
- Обеспечение набором жилищно-коммунальных услуг в объеме минимальных нормативов социально уязвимых категорий населения области;
- Создание условий для привлечения реальных инвесторов и перевода отрасли на самоокупаемость.
Указанные цели могут быть достигнуты только через демонтаж сложившихся муниципальных систем ЖКК посредством полной приватизации отраслей ЖКК, с последующей частичной продажей на аукционе пакетов акций. При этом электрические, тепловые, водопроводные сети и сети водоотведения (канализации) остаются в собственности муниципалитетов и передаются инвесторам в долгосрочную аренду. Исполнительная власть оставляет за собой контрольную функцию по регулированию тарифов.
Реформирование ЖКК должно происходить по следующим основным направлениям:
1. Реформирование системы отношений в сфере управления жилищным фондом и потребления коммунальных услуг.
2. Реформирование системы отношений в сфере обслуживания жилищного фонда и предоставления жилищно-коммунальных услуг.
3. Реформирование системы отношений в производственных отраслях коммунального комплекса; техническая модернизация объектов ЖКХ.
4. Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья.
Глубинный характер реформ, крупномасштабность задач, в решение которых должно быть вовлечено множество ведомств, управлений, включая федеральные структуры (БТИ, ГУЮ), непосредственно организации и учреждения ЖКК, а также организации жилищного самоуправления граждан, задействованы разнообразные рыночные институты и механизмы, необходимость одновременного рассмотрения и преобразования почти всех сфер ЖКК диктует целесообразность разработки и реализации комплексной программы реформирования ЖКК области на среднесрочный период.
Учитывая многоаспектность и сложность проблем, а также жизнеобеспечивающую функцию отрасли, организацию разработки и реализации такой программы должна взять на себя государственная и муниципальная власть.
1. Реформирование системы отношений в сфере управления жилищным фондом и потребления коммунальных услуг.
Конечными целями реформирования данного направления являются:
- формирование и юридическое оформление объектов жилой недвижимости, как объектов управления, и регистрация прав собственности на них (в том числе создание кондоминиумов);
- формирование полноправных субъектов рыночных отношений в сфере управления (товариществ собственников жилья (ТСЖ) <*>, жилищных кооперативов, иных объединений собственников). Будут созданы условия (организационно-нормативные) для объединения собственников многоквартирных домов, выбора ими способа управления, придания объединениям домовладельцев статуса юридического лица с расчетным счетом, на котором будут аккумулироваться средства жильцов, используемые в дальнейшем для реализации намеченных домовладельцами мероприятий по поддержанию в надлежащем состоянии инженерных сетей, объектов общего пользования (лестничные клетки, крышки, подвалы), а также придомовых территорий (благоустройство, ремонт и др.). Будет создан институт профессиональных управляющих недвижимостью, которые должны наниматься собственниками жилья на договорной основе и осуществлять взаимодействие с компаниями, работающими на рынке обслуживания жилья. Необходимо создать условия для установки приборов учета на каждый дом и квартиру, которые позволят каждой семье платить только за фактически потребленные услуги.
________________
<*> ТСЖ - некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
2. Реформирование системы отношений в сфере обслуживания жилищного фонда и предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Конечной целью реформирования данного направления является создание условий для появления множества конкурирующих между собой обслуживающих компаний.
Реформирование должно идти по следующим направлениям:
- формирование множества платежеспособных субъектов потребления жилищно-коммунальных услуг (ТСЖ, ЖСК и т.д.) даст импульс для создания равноправных субъектов рыночных отношений в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории области, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Существующие МУРЭПы должны быть преобразованы в ОАО со 100% муниципальным капиталом и выставлены на аукционную продажу;
- совершенствование договорных отношений между производителями и потребителями жилищно-коммунальных услуг;
- создание механизма государственной поддержки привлечения долгосрочных кредитных ресурсов для капитального ремонта и текущего обустройства домовладений;
- совершенствование механизма социальной поддержки населения через систему персонифицированных социальных счетов граждан;
- законодательное закрепление права и ответственности потребителей жилищно-коммунальных услуг за соблюдение платежной дисциплины.
3. Реформирование системы отношений в производственных отраслях коммунального комплекса и техническая модернизация объектов ЖКХ.
Конечной целью реформирования является перевод отрасли на самоокупаемость посредством превращения МУП в ОАО со 100% муниципальной собственностью с дальнейшей частичной продажей пакетов акций и передачей на конкурсной основе производственных объектов в долгосрочную аренду реальному инвестору, способному:
- провести техническое перевооружение физически изношенных и морально устаревших инженерных систем ЖКК области;
- снизить показатели аварийности объектов и систем ЖКК;
- снизить потери энергоресурсов;
- разработать и внедрить ресурсосберегающие инновационные технологии в ЖКК области;
- обеспечить качество поставляемых ресурсов.
4. Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья.
Конечной целью данной подпрограммы является повышение качества жизни граждан, проживающих в условиях, непригодных для постоянного проживания, путем предоставления благоустроенного жилья.
Анализ показывает, что ветхое жилье в основном находится в историческом центре города и на прилегающих к нему территориях. Стоимость земли под ветхими строениями, как правило, перекрывает затраты на переселение граждан в благоустроенное жилье.
Муниципальные власти с учетом градостроительного плана развития города должны превратить эти участки в инвестиционные площадки с указанием конкретного вида объекта, подготовленными и предварительно согласованными документами на разрешение строительства.
Передача участков в долгосрочную аренду под строительство или их продажа должны осуществляться на конкурсной основе.
Таким образом, бюджетные затраты на реализацию программы переселения граждан из конкретного аварийного здания должны определяться коллегиально с учетом использования земли под ветхим строением.
Нормативное правовое обеспечение реформирования ЖКК области.
Необходимым условием и гарантией эффективной реализации реформы ЖКК области является ее нормативное правовое обеспечение.
Законодательство Российской Федерации предоставляет достаточные возможности органам власти субъектов Федерации и муниципалитетам для проведения в жизнь реальной реформы ЖКК.
Государственная власть области и органы местного самоуправления должны на основании федерального законодательства сформировать систему нормативных правовых актов Воронежской области прямого действия, направленных на всестороннее и максимально детальное регулирование отношений в сфере ЖКК.
Нормативное регулирование должно быть ориентировано, прежде всего, на отношения между:
- с одной стороны, собственниками объектов недвижимости (домовладельцами), являющимися потребителями жилищно-коммунальных услуг;
- с другой стороны, субъектами обслуживания и управления объектов недвижимости, а также субъектами производства жилищно-коммунальных услуг.
Правовое обеспечение реформирования указанных отношений предполагает четкое установление:
- правового режима каждого объекта недвижимости, прежде всего по форме собственности, в том числе установление особого правового режима объектов недвижимости, отдельные части которых принадлежат нескольким и более собственникам (кондоминиумов);
- прав, обязанностей и ответственности собственников по управлению объектами недвижимости и корреспондирующих им прав, обязанностей и ответственности управляющих организаций. Необходимо предусмотреть меру ответственности за предоставление услуг, не соответствующих стандартам;
- порядка деятельности, гарантий, прав, обязанностей и ответственности товариществ собственников жилья и других форм жилищного самоуправления, в том числе прав и гарантий по использованию объектов нежилого фонда в кондоминиуме, по привлечению кредитных ресурсов;
- норм, правил и требований:
- к деятельности профессиональных управляющих объектами недвижимости (организаций и физических лиц), их правами, обязанностями и ответственности;
- к профессиональной деятельности по обслуживанию объектов недвижимости и субъектам этой деятельности (организациям и физическим лицам);
- реальных прав и гарантий потребителей жилищно-коммунальных услуг, обеспеченных соответствующим механизмом их реализации;
- правил предоставления жилищно-коммунальных услуг в соответствии с их количеством и качеством; критерии и порядок определения качества жилищно-коммунальных услуг;