Приоритетной задачей органов исполнительной власти области является формирование эффективной бюджетной политики, гарантирующей выполнение как закрепленных функций государственной власти, так и обязательств перед собственным населением.
За прошедшие несколько лет произошли принципиальные изменения в системе бюджетного процесса и в финансовых взаимоотношениях бюджетов различных уровней. В настоящее время отсутствуют как на федеральном уровне, так и на региональном механизмы обеспечения результативности бюджетных расходов.
Проведенная реформа разграничения полномочий привела к значительному расширению полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Принятые в 2003 году Федеральные законы от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также подготовленные и принятые в соответствии с ними Федеральные законы от 20 августа 2004 года N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" и от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создали законодательную базу, по-новому регулирующую финансовые взаимоотношения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
По мере развития финансовых взаимоотношений между органами власти всех уровней в условиях реализации нового бюджетного законодательства потребуется проведение совершенствования системы бюджетного процесса и межбюджетных отношений и необходимости формирования эффективного механизма их реализации. Для выявления комплекса проблем и установления взаимосвязи между ними, а также определения направления их решения необходимо проведение работ по анализу финансового состояния муниципальных образований области, а также оценке качества управления финансами.
В ежегодном Бюджетном послании Президента Российской Федерации ставится задача принципиальной важности - повысить результативность действий исполнительной власти и эффективность использования бюджетных средств с одновременным повышением прозрачности системы государственных и муниципальных финансов. В связи с чем требуются изменения основных принципов деятельности региональных органов государственной власти: перейти к результативной модели ее функционирования, суть которой - безусловная приоритетность интересов потребителя бюджетных услуг (ученика, пациента и т.д.); отладить механизмы принятия управленческих решений, четко определив подлежащие достижению результаты; повысить ответственность государственных органов за их реализацию, а в связи с этим потребуются более новые современные подходы и принципы совершенствования административной реформы, в том числе подготовка новых кадров и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих в условиях реформирования.
Уровень социально-экономического развития Воронежской области оценивается недостаточно высоким, это связано с рядом проблем в Воронежской области.
В социальной сфере:
Неудовлетворительная демографическая ситуация в Воронежской области. По естественной убыли Воронежская область была на 7-м месте среди 18 областей ЦФО, по рождаемости - на 16 - 17-м месте. Средний возраст населения на начало 2005 года составил 40,8 года при среднем показателе по России - 38,1 года. Удельный вес трудоспособного населения в трудоспособном возрасте в общей его численности составил 60%, доля пенсионеров превысила 31,9 процента. По доле населения в трудоспособном возрасте в общей его численности Воронежская область на начало 2005 года занимала в ЦФО 13 - 14-е место.
Уровень заработной платы в Воронежской области на 36% ниже среднего по Российской Федерации. Среди областей, входящих в ЦФО, Воронежская область занимала 14-е место по уровню заработной платы. Доходы ниже среднего уровня имели 64,1% населения. В 2005 году более 26,5% жителей Воронежской области имели доходы ниже величины прожиточного минимума.
В бюджетной сфере:
По уровню доходов бюджета на душу населения Воронежская область в 2005 году занимала в ЦФО 16-е место, по собственным доходам консолидированного бюджета на душу населения - 15-е место, по расходам бюджета на душу населения - 17-е место.
В экономике области:
Негативные изменения были отмечены в структуре использования ВРП: удельный вес расходов на конечное потребление достиг в 2004 году 93,9% (в 2000 году - 63,9%), соответственно снизилась доля валового накопления основного капитала, что объективно отразило процесс стагнации технического потенциала экономики области. Доля инвестиций (норма накопления) в ВРП области в 2004 году превысила 18 процентов. Еще меньшую долю ВРП составляли инвестиции в основной капитал в предшествующие годы. Банковские инвестиции (долгосрочные кредиты) в 2000 - 2001 годах не превысили 2% (по Российской Федерации - 5%) от совокупных инвестиций в экономику области.
Основными факторами, сдерживающими развитие промышленного производства в Воронежской области, являлись: значительный износ основных фондов (50 - 68%), недостаток собственных средств для модернизации производства и непривлекательность большинства производств Воронежской области для внешних инвесторов в силу традиционно сложившейся отраслевой промышленной структуры, низкая степень загрузки оборудования (30 - 50%), отток финансовых ресурсов из промышленности ввиду их относительно низкой доходности и эффективности, значительное сокращение объемов оборонного заказа, низкая конкурентоспособность большинства видов продукции, отсутствие устойчивых корпоративных связей с партнерами, замедление, а в ряде случаев прекращение инновационных процессов.
В жилищно-коммунальном комплексе:
Воронежская область занимает 3-е место в ЦЧР по уровню газификации, который в сельской местности составил всего 35,4%. В Эртильском районе нет газа вообще.
Финансовое состояние практически всех предприятий отрасли ЖКХ было неудовлетворительным. Сумма кредиторской задолженности на 01.01.2006 составила 3,8 млрд. рублей, в том числе предприятиям и поставщикам - 2,7 млрд. рублей.
Особо острая проблема - обеспечение жителей области питьевой водой. Дефицит ее составил 195 тыс. куб. м в сутки.
Нерешенной оставалась проблема утилизации и захоронения отходов производства и потребления. Ежегодно на территории области образуется около 800 тыс. тонн токсичных и около 4 млн. куб. м бытовых отходов, при этом их захоронение производится на практически необорудованных свалках, требующих реконструкции. Мощность полигона бытовых отходов в г. Воронеже практически исчерпана.
Несмотря на положительные тенденции, развитие малого предпринимательства в области продолжает сдерживаться следующими основными проблемами:
недостаточное ресурсное обеспечение (финансовым и имущественным) субъектов МП и объектов инфраструктуры ПМП, включая:
недостаточный доступ к стартовому капиталу для начинающих предпринимателей;
недостаточный доступ к капиталу для реализации перспективных инвестиционных проектов развивающихся предприятий;
неразвитая система государственной гарантийной поддержки субъектов МП, обращающихся за кредитами в коммерческие банки;
слабое развитие комплекса финансовых услуг для отдельных, социально значимых категорий малых предприятий.
По результатам последнего исследования инвестиционного климата российских регионов, ежегодно проводимого журналом "Эксперт" совместно с рейтинговым агентством "Эксперт-РА", в 2004/2005 годах показатели инвестиционной привлекательности Воронежской области значительно ухудшились. По показателю инвестиционного риска Воронежская область заняла 42-е место из 88 субъектов Российской Федерации, в то время как по результатам предыдущего рейтинга регион по тому же показателю занимал 25-е место (ранг области снизился на 17 позиций).
Согласно данным исследования увеличение инвестиционного риска в Воронежской области произошло за счет значительного роста криминального риска (с 27-й в 2003/2004 годах до 67-й в 2004/2005 годы), а также политического (с 67-й до 79-й) и экономического (с 56 до 70). Финансовый и социальный риски, напротив, снизились (с 50-й до 34-й и с 28-й до 21-й позиций соответственно). Однако это не оказало решающего воздействия на динамику интегрального показателя.