Существующее положение
В рамках Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации межбюджетные отношения в Воронежской области строятся в соответствии с принципами и нормами, заложенными в федеральном законодательстве. В Воронежской области разработан и утвержден Закон Воронежской области от 17.11.2005 N 68-ОЗ "О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Воронежской области". Основной задачей при построении межбюджетных отношений является обеспечение прозрачности и объективности распределения финансовых средств.
Система межбюджетных отношений включает в себя следующие основные элементы:
нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты;
дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;
дотации на обеспечение сбалансированности местных бюджетов;
субсидии на софинансирование расходов муниципальных образований;
субвенции на выполнение государственных полномочий.
В соответствии с Законом Воронежской области "О бюджетном процессе в Воронежской области" до формирования проектов областного и консолидированного бюджетов области Главное финансовое управление Воронежской области доводит до органов местного самоуправления методические рекомендации по формированию межбюджетных отношений Воронежской области и муниципальных образований на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу. При этом органы местного самоуправления вправе вносить свои предложения по показателям межбюджетных отношений, проектируемых администрацией Воронежской области. Основания для формирования межбюджетных отношений включают в себя анализ налогового потенциала (налоговой базы) области по отдельным налогам, а также оценку уровня социально-экономического положения муниципальных образований области. По состоянию на 2006 год все виды финансовой помощи в Воронежской области распределяются на основании формализованных методик, представляемых в Воронежскую областную Думу в составе документов, сопровождающих проект закона об областном бюджете.
В настоящее время осуществляется анализ поступления доходов и финансирования расходов в разрезе муниципальных образований Воронежской области.
Анализ фактического поступления основных бюджетообразующих налогов в консолидированный бюджет Воронежской области за I полугодие 2006 года представлен в таблице.
тыс. рублей
Налог на прибыль организаций | Налог на имущество организаций | Налог на доходы физических лиц | |
1. Аннинский муниципальный район | 29 461 | 7 382 | 38 508 |
2. Бобровский муниципальный район | 4 481 | 4 058 | 32 619 |
3. Богучарский муниципальный район | 3 489 | 2 859 | 30 201 |
4. Бутурлиновский муниципальный район | 3 800 | 7 287 | 42 343 |
5. Верхнемамонский муниципальный район | 851 | 726 | 11 864 |
6. Верхнехавский муниципальный район | 1 527 | 11 466 | 13 361 |
7. Воробьевский муниципальный район | 814 | 827 | 8 497 |
8. Грибановский муниципальный район | 2 175 | 1 312 | 24 128 |
9. Калачеевский муниципальный район | 21 474 | 6 710 | 48 881 |
10. Каменский муниципальный район | 1 531 | 2 733 | 14 807 |
11. Кантемировский муниципальный район | 3 192 | 4 105 | 26 478 |
12. Каширский муниципальный район | 1 297 | 2 690 | 12 955 |
13. Лискинский муниципальный район | 60 521 | 159 126 | 181 162 |
14. Нижнедевицкий муниципальный район | 989 | 1 403 | 10 433 |
15. Новоусманский муниципальный район | 5 079 | 8 965 | 42 919 |
16. Новохоперский муниципальный район | 4 035 | 6 904 | 23 044 |
17. Ольховатский муниципальный район | 5 502 | 2 344 | 17 864 |
18. Острогожский муниципальный район | 12 061 | 8 022 | 49 334 |
19. Павловский муниципальный район | 12 025 | 13 504 | 62 901 |
20. Панинский муниципальный район | 3 293 | 3 747 | 15 279 |
21. Петропавловский муниципальный район | 44 | 109 | 8 797 |
22. Поворинский муниципальный район | 1 471 | 8 077 | 36 900 |
23. Подгоренский муниципальный район | 4 886 | 1 698 | 15 561 |
24. Рамонский муниципальный район | 6 482 | 4 870 | 28 546 |
25. Репьевский муниципальный район | 446 | 598 | 7 586 |
26. Россошанский муниципальный район | 215 142 | 29 205 | 138 579 |
27. Семилукский муниципальный район | 20 739 | 8 838 | 64 171 |
28. Таловский муниципальный район | 3 428 | 3 220 | 24 151 |
29. Терновский муниципальный район | 1 680 | 1 047 | 16 889 |
30. Хохольский муниципальный район | 3 468 | 3 227 | 23 790 |
31. Эртильский муниципальный район | 3 558 | 2 172 | 16 420 |
32. Городской округ г. Борисоглебск | 12 353 | 11 423 | 81 143 |
33. Городской округ г. Нововоронеж | 191 837 | 57 553 | 81 285 |
34. Городской округ г. Воронеж | 1 395 855 | 477 296 | 2 170 490 |
ИТОГО | 2 038 986 | 865 503 | 3 421 886 |
По налогу на прибыль организаций 97 процентов налоговой базы формируется на территории 10 районов Воронежской области, и только 4 процента налоговой базы формируется на территории оставшихся 24 районов. Так за I полугодие в консолидированный бюджет области поступило 2039,0 млн. рублей налога на прибыль организаций, из которых 1971,5 млн. рублей поступило с территорий 10 районов Воронежской области.
Такая же ситуация по налогу на имущество организаций. Основная масса налоговой базы, или 93 процента по налогу, формируется на территории 13 районов, на территории оставшихся 21 района формируется 8 процентов налоговой базы. За I полугодие текущего года в консолидированный бюджет области поступило 865,5 млн. рублей налога на имущество организаций, из которых 808,1 млн. рублей - поступления с территорий 13 районов Воронежской области.
Налог на доходы физических лиц является налогом, база по которому более равномерно распределена по районам Воронежской области. Только 4 района области имеют низкую налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц, на долю которых приходится 1,0 процента.
Прогнозные сведения о доходах и расходах муниципальных образований Воронежской области на 2007 год, используемые для расчета дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, представлены в таблице:
тыс. рублей
N п/п | Наименование | Собственные доходы (без платных услуг) | Расходы | Превышение расходов над доходами |
1 | Аннинский муниципальный район | 85 439 | 175 232 | 89 793 |
2 | Бобровский муниципальный район | 73 654 | 148 486 | 74 832 |
3 | Богучарский муниципальный район | 71 039 | 132 497 | 61 458 |
4 | Бутурлиновский муниципальный район | 99 650 | 151 777 | 52 127 |
5 | Верхнемамонский муниципальный район | 32 137 | 85 832 | 53 695 |
6 | Верхнехавский муниципальный район | 30 378 | 112 464 | 82 086 |
7 | Воробьевский муниципальный район | 22 818 | 72 366 | 49 548 |
8 | Грибановский муниципальный район | 51 094 | 129 555 | 78 461 |
9 | Калачеевский муниципальный район | 114 146 | 171 259 | 57 113 |
10 | Каменский муниципальный район | 31 167 | 95 650 | 64 483 |
11 | Кантемировский муниципальный район | 63 130 | 138 871 | 75 741 |
12 | Каширский муниципальный район | 32 886 | 87 460 | 54 574 |
13 | Лискинский муниципальный район | 497 582 | 421 627 | - 75 955 |
14 | Нижнедевицкий муниципальный район | 22 839 | 92 933 | 70 094 |
15 | Новоусманский муниципальный район | 79 216 | 173 524 | 94 308 |
16 | Новохоперский муниципальный район | 57 748 | 139 531 | 81 783 |
17 | Ольховатский муниципальный район | 38 486 | 92 892 | 54 406 |
18 | Острогожский муниципальный район | 114 708 | 176 407 | 61 699 |
19 | Павловский муниципальный район | 138 018 | 190 934 | 52 916 |
20 | Панинский муниципальный район | 33 912 | 99 463 | 65 551 |
21 | Петропавловский муниципальный район | 22 081 | 72 827 | 50 746 |
22 | Поворинский муниципальный район | 68 139 | 98 265 | 30 126 |
23 | Подгоренский муниципальный район | 33 557 | 109 304 | 75 747 |
24 | Рамонский муниципальный район | 60 218 | 115 640 | 55 422 |
25 | Репьевский муниципальный район | 16 608 | 77 144 | 60 536 |
26 | Россошанский муниципальный район | 437 481 | 447 686 | 10 205 |
27 | Семилукский муниципальный район | 135 126 | 201 841 | 66 715 |
28 | Таловский муниципальный район | 63 330 | 148 977 | 85 647 |
29 | Терновский муниципальный район | 27 923 | 108 848 | 80 925 |
30 | Хохольский муниципальный район | 51 721 | 130 830 | 79 109 |
31 | Эртильский муниципальный район | 44 325 | 130 211 | 85 886 |
32 | Городской округ г. Борисоглебск | 202 052 | 244 830 | 42 778 |
33 | Городской округ г. Нововоронеж | 201 366 | 188 079 | - 13 287 |
34 | Городской округ г. Воронеж | 5 231 986 | 3 518 100 | - 1 713 886 |
Итого по нижестоящим бюджетам: | 8 285 960 | 8 481 343 | 195 383 |
Приведенные в таблице данные показывают, что в целом недостаток собственных средств у муниципальных образований области составляет 195 383 тыс. рублей, однако из-за неравномерности налоговой базы недостаток средств только в сельских районах Воронежской области (без учета трех городских округов) составил 1879778 тыс. рублей.
Низкая бюджетная обеспеченность муниципалитетов обязывает органы государственной власти оказывать финансовую помощь для обеспечения соответствующих местных бюджетов ресурсами для решения вопросов, находящихся в компетенции органов местного самоуправления.
Одной из форм межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета местным, является дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. В настоящее время в условиях переходного периода, установленного статьей 2 Закона Воронежской области от 20.08.2004 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" и статьей 83 Федерального закона N 131-ФЗ до 2009 года, выравнивание бюджетной обеспеченности муниципалитетов производится не с учетом их налогового потенциала, а с использованием фактических и прогнозируемых доходов и расходов.
Методика расчета доходов, предусмотренная Законом Воронежской области от 17.11.2005 N 68-ОЗ "О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Воронежской области" и позволяющая использовать в переходный период в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" частично расчетные и частично фактические данные, порождает иждивенчество муниципалитетов. Для укрепления финансовой устойчивости региона и вместе с тем для большей самостоятельности муниципалитетов требуется консолидация усилий региональной власти и органов местного самоуправления, предполагается совершенствовать метод расчета дотации на выравнивание с учетом налогового потенциала муниципальных образований.
Несмотря на положения статьи 22 Закона Воронежской области от 17.11.2005 N 68-ОЗ "О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Воронежской области", предусматривающей в переходный период расчет дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности с учетом показателей фактических доходов и расходов за отчетный период или прогнозируемых на плановый период доходов и расходов муниципальных образований, предстоит совершенствоваться в этом направлении.