Действующий

О ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2008 ГОДЫ

H1. Внедрение объективных и прозрачных механизмов распределения финансовой помощи


Существующее положение

В рамках Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации межбюджетные отношения в Воронежской области строятся в соответствии с принципами и нормами, заложенными в федеральном законодательстве. В Воронежской области разработан и утвержден Закон Воронежской области от 17.11.2005 N 68-ОЗ "О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Воронежской области". Основной задачей при построении межбюджетных отношений является обеспечение прозрачности и объективности распределения финансовых средств.

Система межбюджетных отношений включает в себя следующие основные элементы:

нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты;

дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;

дотации на обеспечение сбалансированности местных бюджетов;

субсидии на софинансирование расходов муниципальных образований;

субвенции на выполнение государственных полномочий.

В соответствии с Законом Воронежской области "О бюджетном процессе в Воронежской области" до формирования проектов областного и консолидированного бюджетов области Главное финансовое управление Воронежской области доводит до органов местного самоуправления методические рекомендации по формированию межбюджетных отношений Воронежской области и муниципальных образований на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу. При этом органы местного самоуправления вправе вносить свои предложения по показателям межбюджетных отношений, проектируемых администрацией Воронежской области. Основания для формирования межбюджетных отношений включают в себя анализ налогового потенциала (налоговой базы) области по отдельным налогам, а также оценку уровня социально-экономического положения муниципальных образований области. По состоянию на 2006 год все виды финансовой помощи в Воронежской области распределяются на основании формализованных методик, представляемых в Воронежскую областную Думу в составе документов, сопровождающих проект закона об областном бюджете.

В настоящее время осуществляется анализ поступления доходов и финансирования расходов в разрезе муниципальных образований Воронежской области.

Анализ фактического поступления основных бюджетообразующих налогов в консолидированный бюджет Воронежской области за I полугодие 2006 года представлен в таблице.

тыс. рублей

 Налог на

 прибыль

 организаций

 Налог на

 имущество

организаций

 Налог на

 доходы

физических

 лиц    

1. Аннинский муниципальный район        

 29 461

 7 382

 38 508

2. Бобровский муниципальный район       

 4 481

 4 058

 32 619

3. Богучарский муниципальный район      

 3 489

 2 859

 30 201

4. Бутурлиновский муниципальный район   

 3 800

 7 287

 42 343

5. Верхнемамонский муниципальный район  

 851

 726

 11 864

6. Верхнехавский муниципальный район    

 1 527

 11 466

 13 361

7. Воробьевский муниципальный район     

 814

 827

 8 497

8. Грибановский муниципальный район     

 2 175

 1 312

 24 128

9. Калачеевский муниципальный район     

 21 474

 6 710

 48 881

10. Каменский муниципальный район       

 1 531

 2 733

 14 807

11. Кантемировский муниципальный район  

 3 192

 4 105

 26 478

12. Каширский муниципальный район       

 1 297

 2 690

 12 955

13. Лискинский муниципальный район      

 60 521

 159 126

 181 162

14. Нижнедевицкий муниципальный район   

 989

 1 403

 10 433

15. Новоусманский муниципальный район   

 5 079

 8 965

 42 919

16. Новохоперский муниципальный район   

 4 035

 6 904

 23 044

17. Ольховатский муниципальный район    

 5 502

 2 344

 17 864

18. Острогожский муниципальный район    

 12 061

 8 022

 49 334

19. Павловский муниципальный район      

 12 025

 13 504

 62 901

20. Панинский муниципальный район       

 3 293

 3 747

 15 279

21. Петропавловский муниципальный район

 44

 109

 8 797

22. Поворинский муниципальный район     

 1 471

 8 077

 36 900

23. Подгоренский муниципальный район    

 4 886

 1 698

 15 561

24. Рамонский муниципальный район       

 6 482

 4 870

 28 546

25. Репьевский муниципальный район      

 446

 598

 7 586

26. Россошанский муниципальный район    

 215 142

 29 205

 138 579

27. Семилукский муниципальный район     

 20 739

 8 838

 64 171

28. Таловский муниципальный район       

 3 428

 3 220

 24 151

29. Терновский муниципальный район      

 1 680

 1 047

 16 889

30. Хохольский муниципальный район      

 3 468

 3 227

 23 790

31. Эртильский муниципальный район      

 3 558

 2 172

 16 420

32. Городской округ г. Борисоглебск     

 12 353

 11 423

 81 143

33. Городской округ г. Нововоронеж      

 191 837

 57 553

 81 285

34. Городской округ г. Воронеж          

 1 395 855

 477 296

 2 170 490

ИТОГО                                   

 2 038 986

 865 503

 3 421 886


По налогу на прибыль организаций 97 процентов налоговой базы формируется на территории 10 районов Воронежской области, и только 4 процента налоговой базы формируется на территории оставшихся 24 районов. Так за I полугодие в консолидированный бюджет области поступило 2039,0 млн. рублей налога на прибыль организаций, из которых 1971,5 млн. рублей поступило с территорий 10 районов Воронежской области.

Такая же ситуация по налогу на имущество организаций. Основная масса налоговой базы, или 93 процента по налогу, формируется на территории 13 районов, на территории оставшихся 21 района формируется 8 процентов налоговой базы. За I полугодие текущего года в консолидированный бюджет области поступило 865,5 млн. рублей налога на имущество организаций, из которых 808,1 млн. рублей - поступления с территорий 13 районов Воронежской области.

Налог на доходы физических лиц является налогом, база по которому более равномерно распределена по районам Воронежской области. Только 4 района области имеют низкую налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц, на долю которых приходится 1,0 процента.

Прогнозные сведения о доходах и расходах муниципальных образований Воронежской области на 2007 год, используемые для расчета дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, представлены в таблице:

тыс. рублей

N п/п

 Наименование            

 Собственные

 доходы (без

 платных

 услуг)    

 Расходы  

 Превышение

расходов над

 доходами   

1     

Аннинский муниципальный район       

 85 439

 175 232

 89 793

2     

Бобровский муниципальный район      

 73 654

 148 486

 74 832

3     

Богучарский муниципальный район     

 71 039

 132 497

 61 458

4     

Бутурлиновский муниципальный район  

 99 650

 151 777

 52 127

5     

Верхнемамонский муниципальный район

 32 137

 85 832

 53 695

6     

Верхнехавский муниципальный район   

 30 378

 112 464

 82 086

7     

Воробьевский муниципальный район    

 22 818

 72 366

 49 548

8     

Грибановский муниципальный район    

 51 094

 129 555

 78 461

9     

Калачеевский муниципальный район    

 114 146

 171 259

 57 113

10    

Каменский муниципальный район       

 31 167

 95 650

 64 483

11    

Кантемировский муниципальный район  

 63 130

 138 871

 75 741

12    

Каширский муниципальный район       

 32 886

 87 460

 54 574

13    

Лискинский муниципальный район      

 497 582

 421 627

 - 75 955

14    

Нижнедевицкий муниципальный район   

 22 839

 92 933

 70 094

15    

Новоусманский муниципальный район   

 79 216

 173 524

 94 308

16    

Новохоперский муниципальный район   

 57 748

 139 531

 81 783

17    

Ольховатский муниципальный район    

 38 486

 92 892

 54 406

18    

Острогожский муниципальный район    

 114 708

 176 407

 61 699

19    

Павловский муниципальный район      

 138 018

 190 934

 52 916

20    

Панинский муниципальный район       

 33 912

 99 463

 65 551

21    

Петропавловский муниципальный район

 22 081

 72 827

 50 746

22    

Поворинский муниципальный район     

 68 139

 98 265

 30 126

23    

Подгоренский муниципальный район    

 33 557

 109 304

 75 747

24    

Рамонский муниципальный район       

 60 218

 115 640

 55 422

25    

Репьевский муниципальный район      

 16 608

 77 144

 60 536

26    

Россошанский муниципальный район    

 437 481

 447 686

 10 205

27    

Семилукский муниципальный район     

 135 126

 201 841

 66 715

28    

Таловский муниципальный район       

 63 330

 148 977

 85 647

29    

Терновский муниципальный район      

 27 923

 108 848

 80 925

30    

Хохольский муниципальный район      

 51 721

 130 830

 79 109

31    

Эртильский муниципальный район      

 44 325

 130 211

 85 886

32    

Городской округ г. Борисоглебск     

 202 052

 244 830

 42 778

33    

Городской округ г. Нововоронеж      

 201 366

 188 079

 - 13 287

34    

Городской округ г. Воронеж          

 5 231 986

 3 518 100

 - 1 713 886

Итого по нижестоящим бюджетам:      

 8 285 960

 8 481 343

 195 383


Приведенные в таблице данные показывают, что в целом недостаток собственных средств у муниципальных образований области составляет 195 383 тыс. рублей, однако из-за неравномерности налоговой базы недостаток средств только в сельских районах Воронежской области (без учета трех городских округов) составил 1879778 тыс. рублей.

Низкая бюджетная обеспеченность муниципалитетов обязывает органы государственной власти оказывать финансовую помощь для обеспечения соответствующих местных бюджетов ресурсами для решения вопросов, находящихся в компетенции органов местного самоуправления.

Одной из форм межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета местным, является дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. В настоящее время в условиях переходного периода, установленного статьей 2 Закона Воронежской области от 20.08.2004 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" и статьей 83 Федерального закона N 131-ФЗ до 2009 года, выравнивание бюджетной обеспеченности муниципалитетов производится не с учетом их налогового потенциала, а с использованием фактических и прогнозируемых доходов и расходов.

Методика расчета доходов, предусмотренная Законом Воронежской области от 17.11.2005 N 68-ОЗ "О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Воронежской области" и позволяющая использовать в переходный период в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" частично расчетные и частично фактические данные, порождает иждивенчество муниципалитетов. Для укрепления финансовой устойчивости региона и вместе с тем для большей самостоятельности муниципалитетов требуется консолидация усилий региональной власти и органов местного самоуправления, предполагается совершенствовать метод расчета дотации на выравнивание с учетом налогового потенциала муниципальных образований.

Несмотря на положения статьи 22 Закона Воронежской области от 17.11.2005 N 68-ОЗ "О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Воронежской области", предусматривающей в переходный период расчет дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности с учетом показателей фактических доходов и расходов за отчетный период или прогнозируемых на плановый период доходов и расходов муниципальных образований, предстоит совершенствоваться в этом направлении.