тыс. рублей
Всего | в том числе по: | Итого по налогу на прибыль в части, зачисляемой в бюджет субъекта, региональным, местным налогам и налогам со специальным налоговым режимом | |||||
федеральным налогам и сборам | региональным налогам и сборам | местным налогам и сборам | налогам со специальным налоговым режимом | ||||
всего | из них: | ||||||
налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъекта | |||||||
на 01.01.2004 | |||||||
объем задолженности - всего | 8 614 867 | 7 061 312 | 413 547 | 695 609 | 787 080 | 70 866 | 1 960 015 |
в т.ч. - недоимка | 4 217 718 | 3 274 128 | 262 532 | 410 593 | 471 257 | 61 740 | 1 199 948 |
- отсроченные и рассроченные платежи | 907 673 | 819 480 | 13 272 | 28 235 | 59 856 | 102 | 101 455 |
- дебиторская задолженность | 3 489 476 | 2 967 704 | 137 743 | 256 781 | 255 967 | 9 024 | 658 612 |
на 01.01.2005 | |||||||
объем задолженности - всего | 8 271 623 | 6 529 440 | 545 160 | 787 156 | 836 139 | 118 888 | 2 275 454 |
в т.ч. - недоимка | 3 407 337 | 2 490 056 | 252 755 | 443 788 | 371 351 | 102 142 | 1 159 822 |
- отсроченные и рассроченные платежи | 495 408 | 446 734 | 283 073 | 23 368 | 25 132 | 174 | 331 730 |
- дебиторская задолженность | 4 368 878 | 3 592 650 | 9 332 | 320 000 | 439 656 | 16 572 | 783 902 |
на 01.01.2006 | |||||||
объем задолженности - всего | 8 650 402 | 6 693 410 | 387 243 | 981 690 | 806 517 | 168 785 | 2 327 357 |
в т.ч. - недоимка | 3 217 520 | 2 154 829 | 208 445 | 540 137 | 380 960 | 141 594 | 1 256 977 |
- отсроченные и рассроченные платежи | 200 096 | 177 128 | 10 841 | 12 729 | 9 724 | 515 | 33 758 |
- дебиторская задолженность | 5 232 786 | 4 361 453 | 167 957 | 428 824 | 415 833 | 26 676 | 1 036 622 |
на 01.07.2006 | |||||||
объем задолженности - всего | 8 914 554 | 7 002 325 | 485 694 | 986 360 | 740 808 | 185 061 | 2 379 417 |
в т.ч. - недоимка | 3 168 511 | 2 102 993 | 250 406 | 558 816 | 353 547 | 153 155 | 1 300 609 |
- отсроченные и рассроченные платежи | 151 118 | 134 359 | 10 519 | 9 518 | 7 094 | 147 | 27 263 |
- дебиторская задолженность | 5 594 925 | 4 764 973 | 224 769 | 418 026 | 380 167 | 31 759 | 1 051 545 |
Задолженность организаций Воронежской области по платежам во все уровни бюджетной системы по состоянию на 1 января 2006 года составила 8650,4 млн. рублей и возросла за последние три года на 35,5 млн. рублей, или на 0,4 процента, в то время как рост налоговых доходов во все уровни бюджетной системы составил 3960,6 млн. рублей, или на 23,7 процента.
Как видно, результаты произведенного анализа не позволяют выявить причины роста (снижения) задолженности и факторы, влияющие на ее увеличение (снижение).
В связи с чем возникла необходимость совершенствовать систему учета задолженности перед бюджетом.
Несмотря на то, что в данном направлении проделана существенная работа, еще многое только предстоит сделать.
Обоснование
Отсутствие нормативно-правового регулирования предоставления отсрочек и рассрочек по платежам в областной бюджет, а также мониторинга дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей в бюджет вызывает необходимость принятия ряда мер по совершенствованию порядка предоставления рассрочек и отсрочек платежей в бюджет и процедуры учета задолженности перед бюджетом. Тем более вступивший в силу Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" свидетельствует о необходимости организации оперативного учета задолженности перед бюджетом муниципального образования. Оперативный учет задолженности по форме налоговой службы не дает должного результата. Для прозрачности и контроля за предоставлением муниципальным образованиям различных форм льгот осознана необходимость проведения мониторинга в разрезе каждого муниципального образования, а по областному бюджету - в разрезе отраслей экономики.
План реформирования
В целях совершенствования процедуры учета задолженности перед бюджетом на первом этапе реформирования планируется проведение Главным финансовым управлением Воронежской области следующих мероприятий:
оценка до 1 февраля 2007 года потерь бюджета от недополученных доходов (с учетом инфляции), в том числе по рассроченным и отсроченным платежам за последние три отчетных года;
разработка до 1 апреля 2007 года проекта постановления администрации Воронежской области "Об утверждении порядка предоставления отсрочек и рассрочек по платежам в областной бюджет" и его направление для утверждения губернатору Воронежской области;
разработка до 1 мая 2007 года проекта и утверждение приказа Главного финансового управления Воронежской области "Об утверждении порядка проведения мониторинга дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей".
На втором этапе данные об объемах дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей (с учетом инфляции) будут опубликованы до 1 сентября 2007 года в газете "Молодой коммунар" и размещены на официальном сайте Главного финансового управления Воронежской области www.gfu.vrn.ru в сети Интернет. С 1 января 2008 года будет достигнут конечный результат, объем дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей не будет превышать 3% доходов бюджета за последний отчетный финансовый год.
Ожидаемые результаты
Дальнейшее совершенствование учета задолженности перед бюджетом повысит эффективность системы учета, вследствие чего объем дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей с 1 января 2008 года не будет превышать 3% доходов бюджета за последний отчетный финансовый год. Размещение данных в сети Интернет позволит повысить открытость бюджетного процесса Воронежской области и сократит вероятность "коррупционности" при принятии решений.
Для достижения результатов по мероприятию "Организация оперативного учета задолженности перед бюджетом, рассроченных и отсроченных платежей в бюджет" будут приняты следующие нормативные правовые акты Воронежской области:
постановление администрации Воронежской области "Об утверждении порядка предоставления отсрочек и рассрочек по платежам в областной бюджет";
приказ Главного финансового управления Воронежской области "Об утверждении порядка проведения мониторинга дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей".
Эффект от реализации запланированных мероприятий составит порядка 5 млн. рублей за счет сокращения потерь бюджета из-за предоставления отсрочек и рассрочек по платежам в областной бюджет.
Альтернативные механизмы
К альтернативе данному мероприятию относится использование вместо предоставления отсрочек и рассрочек по уплате региональных и местных налогов и сборов других форм стимулирования экономической деятельности, среди которых:
а) бюджетные инвестиции в уставный капитал юридических лиц;
б) государственные гарантии Воронежской области;
в) субсидии на возмещение части процентной ставки получателям кредитов в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов; г) направление бюджетных средств организациям на полную или частичную компенсацию перечисленных в областной бюджет по результатам финансового года налогов и сборов. С точки зрения финансовых затрат планируемый механизм реформирования представляется оптимальным.
Оценка рисков
Внешний риск при реализации данного направления реформирования в большей степени зависит от бюджетно-налоговой политики органов государственной власти Российской Федерации и принимаемых в целях ее реализации нормативных правовых актов в налоговой сфере.