Действующий

О ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2008 ГОДЫ

Анализ дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей во все уровни бюджетной системы по Воронежской области за 2003 год, 2004 год, 2005 год и I полугодие 2006 года


тыс. рублей

 Всего   

 в том числе по:                        

 Итого по налогу на

 прибыль в части,

 зачисляемой в бюджет

 субъекта,

 региональным, местным

 налогам и налогам со

 специальным налоговым

 режимом        

 федеральным налогам и

 сборам          

 региональным

 налогам и

 сборам    

 местным

 налогам

и сборам

 налогам со

специальным

 налоговым

 режимом   

 всего   

 из них:   

 налог на

 прибыль,

 зачисляемый

 в бюджет

 субъекта   

на 01.01.2004                                                                                                                 

объем задолженности -

всего                     

 8 614 867

 7 061 312

 413 547

 695 609

 787 080

 70 866

 1 960 015

в т.ч. - недоимка         

 4 217 718

 3 274 128

 262 532

 410 593

 471 257

 61 740

 1 199 948

- отсроченные и

рассроченные платежи      

 907 673

 819 480

 13 272

 28 235

 59 856

 102

 101 455

- дебиторская

задолженность             

 3 489 476

 2 967 704

 137 743

 256 781

 255 967

 9 024

 658 612

на 01.01.2005                                                                                                                 

объем задолженности -

всего                     

 8 271 623

 6 529 440

 545 160

 787 156

 836 139

 118 888

 2 275 454

в т.ч. - недоимка         

 3 407 337

 2 490 056

 252 755

 443 788

 371 351

 102 142

 1 159 822

- отсроченные и

рассроченные платежи      

 495 408

 446 734

 283 073

 23 368

 25 132

 174

 331 730

- дебиторская

задолженность             

 4 368 878

 3 592 650

 9 332

 320 000

 439 656

 16 572

 783 902

на 01.01.2006                                                                                                                 

объем задолженности -

всего                     

 8 650 402

 6 693 410

 387 243

 981 690

 806 517

 168 785

 2 327 357

в т.ч. - недоимка         

 3 217 520

 2 154 829

 208 445

 540 137

 380 960

 141 594

 1 256 977

- отсроченные и

рассроченные платежи      

 200 096

 177 128

 10 841

 12 729

 9 724

 515

 33 758

- дебиторская

задолженность             

 5 232 786

 4 361 453

 167 957

 428 824

 415 833

 26 676

 1 036 622

на 01.07.2006                                                                                                                 

объем задолженности -

всего                     

 8 914 554

 7 002 325

 485 694

 986 360

 740 808

 185 061

 2 379 417

в т.ч. - недоимка         

 3 168 511

 2 102 993

 250 406

 558 816

 353 547

 153 155

 1 300 609

- отсроченные и

рассроченные платежи      

 151 118

 134 359

 10 519

 9 518

 7 094

 147

 27 263

- дебиторская

задолженность             

 5 594 925

 4 764 973

 224 769

 418 026

 380 167

 31 759

 1 051 545


Задолженность организаций Воронежской области по платежам во все уровни бюджетной системы по состоянию на 1 января 2006 года составила 8650,4 млн. рублей и возросла за последние три года на 35,5 млн. рублей, или на 0,4 процента, в то время как рост налоговых доходов во все уровни бюджетной системы составил 3960,6 млн. рублей, или на 23,7 процента.

Как видно, результаты произведенного анализа не позволяют выявить причины роста (снижения) задолженности и факторы, влияющие на ее увеличение (снижение).

В связи с чем возникла необходимость совершенствовать систему учета задолженности перед бюджетом.

Несмотря на то, что в данном направлении проделана существенная работа, еще многое только предстоит сделать.

Обоснование

Отсутствие нормативно-правового регулирования предоставления отсрочек и рассрочек по платежам в областной бюджет, а также мониторинга дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей в бюджет вызывает необходимость принятия ряда мер по совершенствованию порядка предоставления рассрочек и отсрочек платежей в бюджет и процедуры учета задолженности перед бюджетом. Тем более вступивший в силу Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" свидетельствует о необходимости организации оперативного учета задолженности перед бюджетом муниципального образования. Оперативный учет задолженности по форме налоговой службы не дает должного результата. Для прозрачности и контроля за предоставлением муниципальным образованиям различных форм льгот осознана необходимость проведения мониторинга в разрезе каждого муниципального образования, а по областному бюджету - в разрезе отраслей экономики.

План реформирования

В целях совершенствования процедуры учета задолженности перед бюджетом на первом этапе реформирования планируется проведение Главным финансовым управлением Воронежской области следующих мероприятий:

оценка до 1 февраля 2007 года потерь бюджета от недополученных доходов (с учетом инфляции), в том числе по рассроченным и отсроченным платежам за последние три отчетных года;

разработка до 1 апреля 2007 года проекта постановления администрации Воронежской области "Об утверждении порядка предоставления отсрочек и рассрочек по платежам в областной бюджет" и его направление для утверждения губернатору Воронежской области;

разработка до 1 мая 2007 года проекта и утверждение приказа Главного финансового управления Воронежской области "Об утверждении порядка проведения мониторинга дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей".

На втором этапе данные об объемах дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей (с учетом инфляции) будут опубликованы до 1 сентября 2007 года в газете "Молодой коммунар" и размещены на официальном сайте Главного финансового управления Воронежской области www.gfu.vrn.ru в сети Интернет. С 1 января 2008 года будет достигнут конечный результат, объем дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей не будет превышать 3% доходов бюджета за последний отчетный финансовый год.

Ожидаемые результаты

Дальнейшее совершенствование учета задолженности перед бюджетом повысит эффективность системы учета, вследствие чего объем дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей с 1 января 2008 года не будет превышать 3% доходов бюджета за последний отчетный финансовый год. Размещение данных в сети Интернет позволит повысить открытость бюджетного процесса Воронежской области и сократит вероятность "коррупционности" при принятии решений.

Для достижения результатов по мероприятию "Организация оперативного учета задолженности перед бюджетом, рассроченных и отсроченных платежей в бюджет" будут приняты следующие нормативные правовые акты Воронежской области:

постановление администрации Воронежской области "Об утверждении порядка предоставления отсрочек и рассрочек по платежам в областной бюджет";

приказ Главного финансового управления Воронежской области "Об утверждении порядка проведения мониторинга дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей".

Эффект от реализации запланированных мероприятий составит порядка 5 млн. рублей за счет сокращения потерь бюджета из-за предоставления отсрочек и рассрочек по платежам в областной бюджет.

Альтернативные механизмы

К альтернативе данному мероприятию относится использование вместо предоставления отсрочек и рассрочек по уплате региональных и местных налогов и сборов других форм стимулирования экономической деятельности, среди которых:

а) бюджетные инвестиции в уставный капитал юридических лиц;

б) государственные гарантии Воронежской области;

в) субсидии на возмещение части процентной ставки получателям кредитов в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов; г) направление бюджетных средств организациям на полную или частичную компенсацию перечисленных в областной бюджет по результатам финансового года налогов и сборов. С точки зрения финансовых затрат планируемый механизм реформирования представляется оптимальным.

Оценка рисков

Внешний риск при реализации данного направления реформирования в большей степени зависит от бюджетно-налоговой политики органов государственной власти Российской Федерации и принимаемых в целях ее реализации нормативных правовых актов в налоговой сфере.