Существующее положение
Составление среднесрочного финансового плана не является новым направлением бюджетного планирования для Воронежской области. План составлялся и раньше, но носил исключительно информационный характер и не был напрямую увязан с бюджетным процессом. В 2005 году администрацией Воронежской области было принято постановление от 24.06.2005 N 509 "Об утверждении Положения о разработке перспективного финансового плана Воронежской области", которое обеспечивает внедрение в бюджетный процесс механизмов среднесрочного бюджетного планирования и обеспечивает предсказуемость бюджетной, налоговой и долговой политики Воронежской области. В рамках разработанного порядка и положений Закона Воронежской области от 15.10.2002 N 67-ОЗ "О бюджетном процессе в Воронежской области" одновременно с бюджетом на 2006 год был представлен и перспективный финансовый план. Среднесрочный финансовый план Воронежской области разрабатывается на основании прогноза социально-экономического развития Воронежской области, областного бюджета на текущий финансовый год и фактического исполнения областного бюджета за предыдущий финансовый год и в соответствии с ежегодным бюджетным посланием губернатора области и сводным докладом о результатах и основных направлениях деятельности области. В Положении утвержден перечень показателей перспективного финансового плана области, однако не указана методика расчета показателей, а также сроки и источники предоставления соответствующих данных.
Несмотря на достижение в данном направлении определенных результатов, еще многое предстоит сделать.
Обоснование
Одним из основных элементов бюджетной реформы в Воронежской области, как вытекает из положений Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах, является переход к среднесрочному финансовому планированию, в рамках которого бюджетный цикл должен начинаться с рассмотрения одобренных в предыдущем бюджетном периоде основных параметров среднесрочного финансового плана на соответствующий год, анализа изменения внешних факторов и условий, обоснования изменений, вносимых в основные бюджетные показатели планируемого года, а также корректировки или разработки бюджетных проектировок на последующие годы прогнозного периода.
Совершенствование законодательства, регулирующего вопросы составления и корректировки среднесрочного финансового плана, предполагает отслеживание соответствия утвержденных параметров среднесрочного плана и фактически достигнутых результатов, что повысит прогнозируемость доходов и расходов.
Неточное и менее детальное планирование бюджетных доходов и расходов, а в связи с этим снижение статуса стратегического областного финансового документа (перспективного финансового плана Воронежской области), а также отсутствие:
процедур среднесрочного финансового планирования, включая конкретизацию целей и задач, видов и форматов планирования, перечней входных и выходных показателей, требований к исходной информации;
порядка взаимодействия всех участников процесса среднесрочного финансового планирования;
взаимосвязи между среднесрочным финансовым планом и программами социально-экономического развития на перспективу;
порядка учета в процессе среднесрочного финансового планирования основных социально-экономических приоритетов территорий;
процедур использования показателей среднесрочного финансового плана при подготовке проекта бюджета на очередной финансовый год;
порядка мониторинга исполнения показателей среднесрочного финансового планирования, корректировки указанных показателей;
и внесение новых поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации, которые предполагают трехлетний бюджет, стали предпосылками к совершенствованию использования перспективного финансового плана.
В связи с этим осознана необходимость совершенствования механизма использования среднесрочного бюджетного планирования в Воронежской области.
План реформирования
Дальнейшая работа по внедрению механизмов среднесрочного планирования в бюджетный процесс Воронежской области предполагает совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов составления и корректировки СФП, отслеживание соответствия утвержденных параметров СФП и фактически достигнутых результатов, ознакомление общественности с основными параметрами СФП. В связи с этим планируется реализация следующих мероприятий:
проведение Главным финансовым управлением Воронежской области до 1 марта 2007 года оценки и анализа причин отклонений утвержденных на год доходов и расходов бюджета и макроэкономических параметров от фактических (в том числе по отдельным статьям бюджетной классификации) за последние три отчетных года;
разработка Главным финансовым управлением Воронежской области до 1 апреля 2007 года проекта постановления администрации Воронежской области "Об утверждении обязательного порядка учета показателей среднесрочного финансового плана при подготовке закона о бюджете на очередной финансовый год" и его направление губернатору Воронежской области для утверждения;
разработка Главным финансовым управлением Воронежской области до 1 мая 2007 года проекта постановления администрации Воронежской области "Об утверждении методики формирования перспективного финансового плана Воронежской области", включающего положения об утверждении на очередной финансовый год путем корректировки утвержденного в предыдущем финансовом году финансового плана, и его направление губернатору Воронежской области для утверждения;
публикация до 1 июля 2007 года в газете "Молодой коммунар" и размещение на официальном сайте Главного финансового управления Воронежской области www.gfu.vrn.ru в сети Интернет среднесрочного финансового плана и показателей доходов, расходов по основным статьям бюджетной классификации (функциональной, экономической и ведомственной) и объема государственного долга Воронежской области не менее, чем на 3 года, и хода его исполнения.
В ходе реализации вышеуказанных мероприятий будет достигнут конечный этап реформирования.
С 1 января 2008 года отклонение параметров закона о бюджете на очередной финансовый год от параметров, утвержденных на среднесрочную перспективу (не менее, чем два года назад), не будет превышать 20%.
Ожидаемые результаты
1. Укрепление стабильности бюджетной системы Воронежской области и повышение прогнозируемости расходов и доходных источников.
2. Повышение прозрачности бюджетного процесса.
3. Создание стимулов для оптимизации бюджетных расходов.
4. Повышение объективности оценки деятельности ведомств.