N соглашения | Дата | Сумма, тыс. рублей |
2002 год | ||
01-01-06/10-33 | 21.02.2002 | 50 000,0 |
01-01-06/10-70 | 21.03.2002 | 50 000,0 |
01-01-06/10-327 | 12.04.2002 | 50 000,0 |
01-01-06/06-381 | 13.05.2002 | 30 000,0 |
01-01-06/10-383 | 14.05.2002 | 60 000,0 |
01-01-06/10-459 | 07.06.2002 | 170 000,0 |
01-01-06/10-1082 | 27.09.2002 | 70 000,0 |
01-01-06/06-1163 | 10.10.2002 | 30 000,0 |
01-01-06/10-1603 | 25.11.2002 | 50 000,0 |
Итого предоставлено ссуд за 2002 год на сумму: | 560 000,0 | |
2003 год | ||
01-01-06/06-109 | 04.04.2003 | 60 000,0 |
01-01-06/10-137 | 21.04.2003 | 50 000,0 |
01-01-06/10-296 | 23.06.2003 | 60 000,0 |
01-01-06/10-334 | 24.07.2003 | 70 000,0 |
01-01-06/06-465 | 08.09.2003 | 40 000,0 |
Итого предоставлено ссуд за 2003 год на сумму: | 280 000,0 | |
2004 год | ||
01-01-06/06-54 | 30.03.2004 | 65 000,0 |
Итого предоставлено ссуд за 2004 год на сумму: | 65 000,0 |
Основными последствиями возникновения кассовых разрывов явились увеличение объема государственного долга и долга муниципальных образований, а также прирост текущей и просроченной кредиторской задолженности.
Несмотря на проведенную в этом направлении администрацией Воронежской области работу, еще многое предстоит сделать.
Обоснование
Ограниченность или недостаточность средств в областном бюджете из-за неравномерного поступления доходов становится причиной возникновения кассовых разрывов при исполнении областного бюджета. Система оперативного финансового планирования и казначейское исполнение бюджета Воронежской области не дают должных результатов.
План реформирования
Казначейское исполнение областного бюджета, переход на которое был полностью завершен в 2004 году, означает наличие на едином счете казначейства постоянного остатка финансовых средств. При формировании бездефицитного бюджета переход на казначейское исполнение бюджетов всех уровней активно содействует ликвидации самой проблемы кассовых разрывов и необходимости прибегать к банковским кредитам для их финансирования, поскольку возникнет постоянный остаток средств на счетах, который может быть использован в качестве дополнительного финансового ресурса.
В условиях формирования бюджета с плановым дефицитом вопрос о финансировании кассовых разрывов решается сложно, однако непосредственное влияние на существенное сокращение кассовых разрывов окажут разработка и утверждение соответствующим нормативным правовым актом порядка формирования и использования финансового резерва для финансирования временных кассовых разрывов. Основным инструментом в деятельности финансовых органов станет внедрение в рамках программы реформирования новых финансово-бюджетных автоматизированных технологий управления финансами.
В рамках реализации программы реформирования планируется разработать и утвердить методологию планирования временных кассовых разрывов по месяцам в пределах текущего финансового года, а также порядок формирования финансового резерва для финансирования временных кассовых разрывов. Для решения данного вопроса на первом этапе реализации программы планируется Главному финансовому управлению Воронежской области до 1 марта 2007 года разработать проекты постановлений администрации Воронежской области:
"Об утверждении методики планирования временных кассовых разрывов и формирования средств резерва областного бюджета для финансирования временных кассовых разрывов", которым будет утверждена методология планирования временных кассовых разрывов по месяцам в пределах текущего финансового года;
"Об утверждении порядка формирования финансового резерва для финансирования временных кассовых разрывов"
и направить их для утверждения губернатору Воронежской области.
Все принятые нормативные акты, регулирующие вопросы финансирования временных кассовых разрывов, будут опубликованы до 1 марта 2008 года в газете "Молодой коммунар" и размещены на официальном сайте Главного финансового управления области www.gfu.vrn.ru в сети Интернет.
В рамках реализации вышеуказанных мер посредством автоматизированных технологий к 1 июля 2008 года будет достигнуто состояние, исключающее прирост просроченной задолженности (за исключением кредиторской) и кредиторской задолженности.
Ожидаемые результаты
В результате осуществления намеченных мероприятий будет сформирована нормативная база, регулирующая вопросы планирования и финансирования кассовых разрывов. Это будет означать, что в дальнейшем решение проблемы кассовых разрывов будет осуществляться в соответствии с утвержденной формализованной методикой. В результате реализации мероприятий, предусмотренных в плане реформирования, к 1 июля 2008 года будут ликвидированы условия для прироста просроченной задолженности (за исключением кредиторской) и кредиторской задолженности.
Для достижения результатов по мероприятию "Совершенствование порядка финансирования временных кассовых разрывов" будут приняты следующие нормативные правовые акты Воронежской области:
постановление администрации Воронежской области "Об утверждении методики планирования временных кассовых разрывов и формирования средств резерва областного бюджета для финансирования временных кассовых разрывов";
постановление администрации Воронежской области "Об утверждении порядка формирования финансового резерва для финансирования временных кассовых разрывов".
В результате комплексного выполнения мероприятий будет получен эффект в виде снижения на 100 млн. рублей (за 2 года) объемов государственного долга и просроченной кредиторской задолженности.
Альтернативные механизмы
Альтернативой формированию финансового резерва является привлечение средств на покрытие временных кассовых разрывов на фондовом рынке. Однако на сегодняшний день применение данного способа решения проблемы является нецелесообразным в силу неразвитости операций на фондовом рынке. Кроме того, альтернативами могут быть формирование целевого бюджетного фонда для финансирования временных кассовых разрывов, а также введение ограничений на минимальный остаток бюджетных средств на счетах казначейства. Однако планируемый механизм реформирования представляется на данный момент оптимальным с точки зрения финансовых затрат и наименее рискованным.
Оценка рисков
Внешним риском при реализации данного направления реформирования является изменение федерального законодательства в части налогового и бюджетного законодательства.
Основные внутренние риски на уровне Воронежской области связаны со сложностью разработки методологии планирования временных кассовых разрывов и порядка формирования финансового резерва для финансирования временных кассовых разрывов, а следовательно, своевременности и точности определения доходов и расходов бюджетных средств в планируемом периоде.