Существующее положение
Порядок рассмотрения и экспертизы основного документа бюджетно-налоговой сферы - областного бюджета на очередной финансовый год - регламентируется Законом Воронежской области от 15.10.2002 N 67-ОЗ "О бюджетном процессе в Воронежской области". Проект закона об областном бюджете на очередной финансовый год подлежит рассмотрению в Воронежской областной Думе и экспертизе Контрольно-счетной палаты Воронежской области. Комиссия Воронежской областной Думы по бюджету, налогам, финансам и банковской деятельности и Контрольно-счетная палата Воронежской области осуществляют экспертизу полученных заключений и готовят Сводное заключение по проекту закона, после чего Совет областной Думы на основании Сводного заключения комиссии выносит проект закона на заседание областной Думы для принятия в первом чтении. Аналогичную процедуру проходят все законопроекты, характеризующие бюджетную и налоговую политику Воронежской области. В настоящее время осознана обязательность процедур проведения публичной независимой экспертизы законопроектов в области бюджетной и налоговой политики. Предстоит еще многое сделать для привлечения общественности к экспертизе законопроектов.
Обоснование
Неучастие общественности в формировании законопроекта о бюджете на предстоящий год усложняет разработку основных направлений бюджетной политики. Проведение независимой экспертизы законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства и доступ общественности к такой информации обеспечит доверие к разработчику и в то же время выявление сильных и слабых сторон законопроекта с независимой точки зрения.
План реформирования
На первом этапе реализации программы планируется до 1 апреля 2007 года проведение Главным управлением экономического развития Воронежской области, Главным финансовым управлением Воронежской области при участии правового управления администрации Воронежской области мониторинга и оценки фактических финансовых последствий реализации законов в области бюджетного и налогового законодательства, принятых в последнем финансовом году.
Развитие институтов гражданского общества, безусловно, требует более широкого привлечения специалистов и экспертов к разработке законопроектов. Поэтому к числу существующих ныне форм экспертизы законопроектов Воронежской области - парламентские слушания, экспертиза Контрольно-счетной палаты и прокурорский надзор - планируется добавить независимую экспертизу законопроектов в области бюджетной и налоговой политики экспертами из числа ученых, членов Общественной палаты и других негосударственных организаций. Нормативным обеспечением данного процесса станет разработка Главным управлением экономического развития Воронежской области совместно с Главным финансовым управлением Воронежской области и правовым управлением администрации Воронежской области до 1 апреля 2007 года проекта постановления администрации Воронежской области "Об утверждении обязательности процедур проведения публичной независимой экспертизы негосударственными, общественными и научными организациями законопроектов в области бюджетной и налоговой политики" и его направление губернатору Воронежской области для утверждения.
На втором этапе планируется до 1 декабря 2007 года разработать (Главным управлением экономического развития Воронежской области совместно с Главным финансовым управлением Воронежской области и правовым управлением администрации Воронежской области) проект постановления администрации Воронежской области "Об утверждении порядка проведения публичной независимой экспертизы законопроектов в области бюджетной и налоговой политики" и направить его для утверждения губернатору Воронежской области. Одной из возможных форм проведения независимой экспертизы может стать образование при губернаторе Воронежской области экспертной комиссии, состоящей из представителей юридической и экономической наук, экспертов в сфере финансово-бюджетных отношений, а также представителей общественных объединений и профсоюзов. Предварительная оценка (на основе опыта других регионов) финансовых последствий реализации законопроектов в области налоговой и бюджетной политики позволит правильно принять решение о возможных формах проведения независимой экспертизы.
Результаты проведения публичной независимой экспертизы законопроектов в области бюджетной и налоговой политики до утверждения соответствующих законопроектов будут публиковаться в газете "Молодой коммунар" и размещаться на официальном сайте Главного финансового управления Воронежской области www.gfu.vrn.ru в сети Интернет не позднее чем с 1 сентября 2007 года.
При этом планируется обеспечение (Главным управлением экономического развития Воронежской области, Главным финансовым управлением Воронежской области и правовым управлением администрации области) к 1 июля 2008 года проведения обязательной публичной независимой экспертизы всех законопроектов, которые будут приниматься в области бюджетной и налоговой политики.
Ожидаемые результаты
Организация независимой экспертизы законопроектов, регулирующих отношения бюджетно-налоговой сферы, будет способствовать их объективной оценке, в том числе с точки зрения финансовых последствий реализации данных законопроектов. Публикация отзывов и заключений экспертов в СМИ не позволит органам исполнительной власти игнорировать результаты экспертизы и будет служить основанием для корректировки в случае необходимости указанных законопроектов. Реализация планируемых мероприятий обеспечит к 1 июля 2008 года проведение обязательной публичной независимой экспертизы всех законопроектов, которые будут приниматься в области бюджетной и налоговой политики, а в связи с этим повысит качество принимаемых законодательных актов.
Для достижения результатов по мероприятию "Обязательная публичная независимая экспертиза законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства" будут приняты следующие нормативные правовые акты Воронежской области:
постановление администрации Воронежской области "Об утверждении обязательности процедур проведения публичной независимой экспертизы негосударственными, общественными и научными организациями законопроектов в области бюджетной и налоговой политики";
постановление администрации Воронежской области "Об утверждении порядка проведения публичной независимой экспертизы законопроектов в области бюджетной и налоговой политики".
С учетом затрат и издержек на реализацию мероприятий по данному направлению прогнозируется не очень высокий финансовый результат. Однако проведение обязательной публичной независимой экспертизы законопроектов позволит уменьшить риски принятия неоптимальных решений в области бюджетного и налогового законодательства, в том числе вызванных политической целесообразностью, а не экономической эффективностью.
Альтернативные механизмы
Альтернативой предполагаемому варианту реформирования могло бы стать проведение независимой экспертизы на добровольной основе непосредственно населением Воронежской области на основе анализа законопроектов, размещенных в СМИ и сети Интернет. Преимуществом этого варианта является экономия средств на оплату труда независимых экспертов. Однако существенными препятствиями для реализации данного варианта может быть неадекватное толкование гражданами законопроектов, а также низкая активность населения. В связи с этим выбранный вариант реформирования представляется оптимальным.
Оценка рисков
Внешним риском при реализации данного направления реформирования является изменение федерального законодательства.
Основные внутренние риски на уровне Воронежской области связаны:
с возможностью политизации бюджетного процесса и использованием его в пропагандистских целях;
с необходимостью изыскания дополнительных финансовых ресурсов для оплаты услуг независимых экспертов;
с проведением общественными и негосударственными организациями мероприятий с нулевым эффектом.