Вопросы эффективного управления государственными финансами всегда являлись, являются и будут являться основополагающими при определении бюджетной политики в области.
Расходы бюджета являются, пожалуй, наиболее уязвимым элементом бюджетной политики. Недостаточно отлаженный механизм финансирования из бюджета порождает множество проблем, причина которых кроется в необходимости преобразований бюджетной сферы:
неравномерное поступление доходов становится причиной возникновения кассовых разрывов при исполнении областного бюджета. Система оперативного финансового планирования не дает должных результатов;
действующий механизм сметного финансирования является неэффективным, поскольку не связан с результатами деятельности бюджетного учреждения, а в связи с этим недостаточная ориентация главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств на обеспечение эффективности расходования бюджетных средств не приводит к достижению конечных общественно значимых результатов.
Неточное и менее детальное планирование до 2006 года бюджетных доходов и расходов, а в связи с этим снижение статуса стратегического областного финансового документа (Перспективного финансового плана Воронежской области) стали предпосылками к совершенствованию прогнозирования на среднесрочную перспективу и использованию среднесрочных проектировок.
Составление среднесрочного финансового плана не является новым направлением бюджетного планирования для Воронежской области. В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации перспективный финансовый план формально составлялся и раньше, но носил исключительно информационный характер и не был прямо увязан с бюджетным процессом.
Совершенствование законодательства, регулирующего вопросы составления и корректировки среднесрочного финансового плана, предполагает отслеживание соответствия утвержденных параметров среднесрочного плана и фактически достигнутых результатов, что повысит прогнозируемость доходов и расходов. Поэтому на этапе реформирования областью осознана необходимость внедрения механизмов использования среднесрочного планирования.
Результаты проведения различных анализов и мониторингов по муниципальным образованиям не дают высокой оценки эффективности межбюджетных отношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Потребуется внедрение объективных и прозрачных механизмов распределения финансовой помощи и формализованных процедур оказания инвестиционной финансовой помощи и бюджетных кредитов муниципалитетам. В результате внедрения вышеперечисленных процедур потребуется осуществлять мониторинг качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований области.
Ведение долговой книги в рамках требований Бюджетного кодекса Российской Федерации не дает правильной оценки возможности привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на платежеспособность областного бюджета.
Анализ и оперативный учет просроченной кредиторской задолженности не позволяет выявлять факторы ее возникновения.
Неучастие общественности в формировании законодательного документа о бюджете на предстоящий год усложняет выработку приоритетных направлений бюджетной политики.