Существующее положение
В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" и от 25.12.2004 N 842 "О внесении изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация", а также в целях повышения эффективности в рамках федеральной Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах расходования бюджетных средств на реализацию областных целевых программ в Воронежской области было принято в новой редакции постановление администрации Воронежской области от 07.07.2005 N 582 "О порядке разработки и реализации областных целевых программ". Постановление предусматривает значительные изменения в подходах к формированию и реализации областных целевых программ. Обязательным условием разработки программы является установление целей и задач областной целевой программы, разработка количественно измеримых показателей для решения поставленных задач и хода реализации программы по годам, а также целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации программных мероприятий. В соответствии с целями и задачами областной целевой программы приводится описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при ее реализации, дается общая оценка вклада программы в экономическое развитие области и оценка рисков реализации программы.
Кроме того, проводится предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы. Оценка эффективности расходования бюджетных средств осуществляется по годам и этапам в течение всего срока реализации областной целевой программы, а при необходимости - и после ее реализации. Методика оценки эффективности областной целевой программы разрабатывается государственными заказчиками с учетом специфики конкретной программы и является приложением к тексту областной целевой программы. Все проекты областных целевых программ подлежат обязательной экспертизе, которую проводит Главное управление экономического развития Воронежской области.
Осознана обязательность проведения оценки стратегических целей и региональных задач администрации Воронежской области.
Несмотря на достигнутые результаты, еще многое предстоит сделать.
Обоснование
Внедрение принципа бюджетирования, ориентированного на результат, как вытекает из двух федеральных концепций (Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах и Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах), взаимоувязано с формированием среднесрочных областных целевых программ. Формирование областных целевых программ позволит обеспечить прямую связь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами области.
Расширение сфер применения данного механизма формирования среднесрочных областных целевых программ исполнительными органами государственной власти области позволит иметь четкие цели, измеримые результаты, прозрачную систему оценки, индикаторы их достижения.
В рамках действующего постановления не представляется возможным провести оценку всех стратегических целей и задач, стоящих перед органами исполнительной власти области. Поэтому в настоящее время осознана обязательность проведения оценки стратегических целей и задач областных органов исполнительной власти. В этой связи потребуется для достижения результата использовать механизмы реформирования, в том числе:
утвердить порядок проведения мониторинга за реализацией целевых программ и процедуры изменения (корректировки или досрочного прекращения) программы по результатам ее реализации;
утвердить требования к стратегическим целям, тактическим задачам и мероприятиям региональных целевых программ, а также к показателям непосредственных и конечных результатов их оценки, в том числе показателей общественной и экономической эффективности реализации программ.
План реформирования
В целях совершенствования нормативного обеспечения процесса формирования среднесрочных областных целевых программ на первом этапе реализации программы планируется Главным управлением экономического развития Воронежской области до 1 марта 2007 года провести оценку стратегических целей и решаемых задач администрацией Воронежской области, а также до 1 июля 2007 года разработать проект изменений в постановление администрации Воронежской области от 07.07.2005 N 582 "О порядке разработки и реализации областных целевых программ" в части утверждения порядка проведения мониторинга реализации целевых программ и процедуры изменения (корректировки) или досрочного прекращения областной целевой программы по результатам реализации и внести его для утверждения губернатору Воронежской области.
После этого на втором этапе до 1 марта 2008 года будет разработан (Главным управлением экономического развития Воронежской области) проект постановления администрации Воронежской области "Об утверждении требований к стратегическим целям, тактическим задачам и мероприятиям региональных целевых программ, а также показателей непосредственных и конечных результатов региональных целевых программ, включающих показатели общественной и экономической эффективности реализации программ" и направлен губернатору Воронежской области для утверждения.
Региональные целевые программы будут публиковаться с 1 марта 2008 года в газете "Молодой коммунар" и размещаться на официальном сайте администрации Воронежской области www.admin.vrn.ru в сети Интернет.
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий по совершенствованию процесса формирования среднесрочных региональных целевых программ позволит повысить результативность принимаемых региональных целевых программ.
Для достижения результатов по мероприятию "Формирование среднесрочных региональных целевых программ развития" будут приняты следующие нормативные правовые акты Воронежской области:
внесение изменений в постановление администрации Воронежской области от 07.07.2005 N 582 "О порядке разработки и реализации областных целевых программ" в части утверждения порядка проведения мониторинга реализации целевых программ и процедуры изменения (корректировки) или досрочного прекращения областной целевой программы по результатам реализации;
постановление администрации Воронежской области "Об утверждении требований к стратегическим целям, тактическим задачам и мероприятиям региональных целевых программ, а также показателей непосредственных и конечных результатов региональных целевых программ, включающих показатели общественной и экономической эффективности реализации программ".
Реализация программы реформирования в данном направлении позволит получить эффект, заключающийся в повышении результативности и социальной эффективности областных целевых программ на 3 процентных пункта, а также в экономии бюджетных средств за счет отказа от реализации неэффективных целевых программ.
Альтернативные механизмы
Переход на новые методы планирования и исполнения бюджета - бюджетирование, ориентированное на результаты, - означает неизбежность формирования среднесрочных областных программ развития и механизмов оценки их эффективности. В связи с этим альтернативы планируемым мероприятиям не предполагается.
Оценка рисков
Внешними рисками при реализации данного направления реформирования является изменение федерального законодательства в части изменения механизма и методов формирования среднесрочных программ.
Основные внутренние риски на уровне области будут заключаться в разработке и отборе оптимальных количественных показателей для оценки результатов реализации целевых программ. Существует риск подмены показателей, характеризующих результат исполнения программы, когда оценка направлена на "освоение средств", а не на достижение количественного социально значимого результата.