Существующее положение
В 2005 - 2006 годах в Воронежской области был принят целый ряд законов и других нормативных правовых актов, предусматривающих реформирование системы государственной власти:
Закон Воронежской области от 30.05.2005 N 30-ОЗ "О государственных должностях Воронежской области";
постановление администрации Воронежской области от 10.06.2005 N 413 "О конкурсной комиссии администрации Воронежской области";
постановление администрации Воронежской области от 10.06.2005 N 414 "Об аттестационной комиссии администрации Воронежской области";
постановление администрации Воронежской области от 19.09.2005 N 930 "О порядке оплаты труда независимых экспертов, включаемых в составы аттестационной и конкурсной комиссий, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов";
распоряжение администрации Воронежской области от 15.02.2005 N 170-р "О финансировании подготовки и переподготовки кадров";
распоряжение администрации Воронежской области от 15.07.2004 N 1356-р "О профессиональной подготовке должностных лиц местного самоуправления";
Эти документы были приняты в развитие федерального законодательства и постановления администрации Воронежской области от 08.12.2003 N 1182 "О концепции и основных мероприятиях реформирования государственной службы Воронежской области на 2003 - 2005 годы".
В указе губернатора Воронежской области от 07.07.2006 N 1 "О структуре исполнительных органов государственной власти Воронежской области" предусматривается реорганизация существующей системы органов исполнительной власти Воронежской области и создание новой эффективной системы, направленной на устранение дублирующих функций, и переход на программно-целевые методы управления. В соответствии с изменениями федерального законодательства, предусматривающими перераспределение полномочий между органами исполнительной власти, структурные подразделения администрации Воронежской области и органы исполнительной власти Воронежской области были сгруппированы по принципу достижения результата деятельности на 4 блока: блок целеполагания, блок целедостижения, контрольный и организационный блоки.
В Законе Воронежской области от 30.05.2005 N 29-ОЗ "О государственной гражданской службе Воронежской области" определяются понятия государственной гражданской службы и должностей государственной службы Воронежской области. Там же определены квалификационные требования к должностям государственной службы Воронежской области по образованию и стажу. В принятом в развитие закона постановлении администрации Воронежской области "О квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам государственных служащих" устанавливается детализированный перечень таких требований, дифференцированных по категориям и группам должностей государственной службы Воронежской области. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам включаются в должностной регламент гражданского служащего. При наличии средств областного бюджета на указанные цели формируется государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных гражданских служащих посредствам предоставления заявок государственных органов Воронежской области, сформированных в соответствии с расчетом потребности в дополнительном профессиональном образовании на календарный год.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации государственных гражданских служащих Воронежской области осуществляется в соответствии с учебными планами, составляемыми на момент переподготовки управлением государственной службы и кадров, в которых указываются направления и предметы изучения, а также сроки проведения занятий.
В настоящее время изучен опыт других субъектов Российской Федерации, в том числе Ставропольского края, по созданию новой эффективной системы органов управления.
Несмотря на достигнутые в этом направлении определенные результаты, еще многое предстоит сделать.
Обоснование
В ежегодном Бюджетном послании Президента Российской Федерации ставится задача принципиальной важности - повысить результативность действий исполнительной власти и эффективность использования бюджетных средств с одновременным повышением прозрачности системы государственных и муниципальных финансов. В этой связи потребуются изменения основных принципов деятельности региональных органов государственной власти: перейти к результативной модели ее функционирования, суть которой - безусловная приоритетность интересов потребителя бюджетных услуг; отладить механизмы принятия управленческих решений, четко определив подлежащие достижению результаты; повысить ответственность государственных органов за их реализацию. В связи с принятием множества новых федеральных законов или внесением изменений в действующие потребуются более новые современные подходы и принципы совершенствования административной реформы, в том числе подготовка новых кадров и повышение квалификации в условиях реформирования государственных и муниципальных служащих.
Отсутствие системного анализа потребности в государственных служащих и четкого регламентированного порядка профессиональной подготовки и повышения квалификаций гражданских служащих стали предпосылками для проведения оценки основных требований к отдельным направлениям и должностям государственной службы и соответственно выявлению сфер деятельности государственных служащих, требующих применения мер по повышению квалификации государственных служащих. Результаты проведенного мониторинга и реализация вышеуказанных мер позволят установить и систематизировать порядок профессиональной подготовки и повышения квалификаций гражданских служащих, а также образовать кадровый резерв исключительно на конкурсной основе, что позволит обеспечить назначение подготовленных специалистов на вакантные должности.
План реформирования
Дальнейшее реформирование государственной гражданской службы Воронежской области предполагает полный переход на назначение специалистов на вакантные государственные должности на конкурсной основе. На первом этапе реформирования планируется проведение следующих мероприятий:
проведение управлением государственной службы и кадров администрации Воронежской области до 1 марта 2007 года оценки основных требований к отдельным направлениям и должностям государственной службы;
проведение до 1 апреля 2007 года систематического мониторинга и выявление управлением государственной службы и кадров администрации Воронежской области основных сфер деятельности государственных служащих, требующих применения мер по повышению квалификации государственных служащих;
разработка управлением государственной службы и кадров администрации Воронежской области до 1 июля 2007 года проекта постановления администрации Воронежской области "Об утверждении Положения о порядке профессиональной подготовки и повышения квалификации гражданских служащих Воронежской области", включающего порядок, перечень направлений и предметов изучения при повышении квалификации государственных служащих на очередной финансовый год, и его направление для утверждения губернатору Воронежской области;
публикация до 1 июля 2007 года в газете "Молодой коммунар" и размещение на официальном сайте администрации Воронежской области www.admin.vrn.ru в сети Интернет перечня вакансий, условий проведения конкурса и его результатов, перечня направлений и предметов изучения при повышении квалификации государственных служащих на очередной финансовый год.
Кроме того, планируется совершенствование системы информационного обеспечения органов исполнительной власти Воронежской области, в том числе: