Действующий

О ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2008 ГОДЫ

G1. Внедрение формализованных процедур управления государственным долгом Воронежской области, принятия долговых обязательств, их рефинансирования


Существующее положение

Учет долговых обязательств Воронежской области, в том числе с группировкой по видам заимствований и срокам их погашения, ведется в государственной долговой книге области с момента принятия постановления администрации Воронежской области от 18.03.2002 N 283 "Об утверждении порядка ведения государственной долговой книги Воронежской области". На основании данных долговой книги Главное финансовое управление Воронежской области ежемесячно подводит итоги о состоянии и движении накопленного и текущего долга Воронежской области.

Ежегодно в законе об областном бюджете на очередной финансовый год устанавливается верхний предел государственного областного долга, в том числе предельный объем обязательств по государственным гарантиям и предельный объем эмиссии ценных бумаг Воронежской области.

Как предусматривается законом, долговые обязательства Воронежской области существуют в форме:

кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Воронежской области;

государственных займов Воронежской области, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг;

договоров и соглашений о получении Воронежской областью бюджетных ссуд и бюджетных кредитов из федерального бюджета;

договоров о предоставлении государственных гарантий Воронежской области;

соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Воронежской области, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Воронежской области прошлых лет.

В настоящее время в области в качестве формы привлечения заемных средств широко используется облигационный заем. В 2004 году администрацией Воронежской области впервые после дефолта 1998 года в соответствии с Законом Воронежской области "Об областном бюджете на 2004 год" утверждена эмиссия государственных облигаций Воронежской области как один из источников покрытия дефицита областного бюджета и уменьшения его долговых обязательств. Объем эмиссии составил 600 млн. рублей, срок обращения выпуска - три года. В 2005 году в соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 11.04.2005 N 248 "Об утверждении условий эмиссии и обращения государственных облигаций Воронежской области 2005 года" также было принято решение о выпуске государственного облигационного займа в объеме 500 млн. рублей со сроком погашения три года под 13% годовых и периодичностью купонных выплат раз в квартал. При этом использование доходов от облигационного займа осуществляется исключительно в целях погашения ранее полученных в коммерческих банках кредитов, то есть происходит погашение более дорогих кредитов с рассрочкой на более длительный срок с целью снятия нагрузки на бюджет. Кроме того, в Воронежской области проводится работа по реструктуризации задолженности Воронежской области по централизованным кредитам.

Получение кредитов в коммерческих банках на кассовый разрыв, возникающий при исполнении бюджета, осуществляется в основном на краткосрочной основе и на льготных условиях кредитования, что позволяет сокращать расходы на обслуживание государственного долга.

Таким образом, расходы областного бюджета по процентным платежам за пользование кредитными ресурсами коммерческих банков составляют минимальные пропорции от установленных предельных объемов данных расходов и отражают безопасный уровень областного бюджета.

Объем краткосрочной задолженности (со сроком погашения не менее 1 года) составляет около 7 процентов от доходов бюджета без учета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Еще многое предстоит сделать в этом направлении.

Обоснование

Ведение долговой книги в рамках требований Бюджетного кодекса Российской Федерации не дает правильной оценки возможности привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на платежеспособность областного бюджета. Отсутствие формализованного метода расчета объема возможного влияния на долговую нагрузку бюджета и учета, действующих и планируемых к принятию долговых обязательств на среднесрочный период с учетом их влияния на долговую нагрузку бюджета Воронежской области негативно сказывается на бюджетном планировании и составлении реестра расходных обязательств и является предпосылкой к совершенствованию в этом направлении.

Прозрачность публикуемой и размещаемой на сайте информации будет свидетельствовать о правильной долговой политике.

План реформирования

На первом этапе реализации программы Главным финансовым управлением Воронежской области будет до 1 марта 2007 года проведена оценка действующих долговых обязательств, в том числе с группировкой по видам заимствований, срокам их погашения, за последние три отчетных года.

Основным направлением реформирования в этой сфере будет дальнейшее формирование нормативной базы, регулирующей процедуры управления областным государственным долгом, в том числе:

разработка Главным финансовым управлением Воронежской области до 1 марта 2007 года проекта постановления администрации Воронежской области "Об утверждении методологии расчета долговой нагрузки на бюджет Воронежской области с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств на среднесрочный период" и его направление губернатору Воронежской области для утверждения;

разработка Главным финансовым управлением Воронежской области до 1 мая 2007 года проекта постановления администрации Воронежской области "Об утверждении методики расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на долговую нагрузку бюджета Воронежской области" и его направление губернатору Воронежской области для утверждения.

Кроме того, планируется разработать и внедрить автоматизированную систему построения графика платежей по всем обязательствам Воронежской области, как по основной сумме долга, так и по его обслуживанию.

Политика привлечения заемных средств будет ориентирована на дальнейшее использование облигационного займа, поскольку он является более дешевым источником покрытия дефицита бюджета и его долговых обязательств по сравнению с банковскими кредитами. В пользу облигационного займа говорит и растущий спрос на региональные и муниципальные облигации на фондовом рынке.

Повышение прозрачности бюджетного процесса требует отказа от закрытости долговой политики, поэтому сведения о долговых обязательствах Воронежской области, в том числе по видам обязательств и срокам их погашения, будут до 1 июля 2007 года опубликованы в газете "Молодой коммунар" и размещены на официальном сайте Главного финансового управления Воронежской области www.gfu.vrn.ru в сети Интернет.

С 1 января 2008 года все операции по долговым обязательствам Воронежской области в последнем отчетном году будут полностью соответствовать установленной процедуре.

Ожидаемые результаты

Реализация намеченных преобразований позволит проводить взвешенную политику управления государственным долгом Воронежской области. Разработка методологии расчета платежеспособности бюджета позволит осуществлять привлечение средств только на реализацию экономически обоснованных и эффективных проектов и в объемах, не подрывающих платежеспособность области и выполнение текущих обязательств. Размер долга будет оптимизирован с точки зрения возможности бюджета по его погашению и обслуживанию, а с 1 января 2008 года все операции по долговым обязательствам Воронежской области в последнем отчетном году будут полностью соответствовать установленной процедуре.