(в процентном отношении по состоянию на 01.04.2006)
Виды экономической деятельности | в % | Количество |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 49,3 | 7 487 |
Обрабатывающие производства | 13,7 | 2 080 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 12,6 | 1 913 |
Строительство | 10,6 | 1 610 |
Сельскохозяйственные | 4,3 | 653 |
Транспорт и связь | 3,2 | 486 |
Прочие | 6,3 | 957 |
Несмотря на большой объем проделанной работы, многое еще только предстоит сделать.
Обоснование
Основными факторами, сдерживающими развитие промышленного производства в области, являются: значительный износ основных фондов (50 - 68%), недостаток собственных средств для модернизации производства и непривлекательность большинства производств области для внешних инвесторов в силу традиционно сложившейся отраслевой промышленной структуры, низкая степень загрузки оборудования (30 - 50%), отток финансовых ресурсов из промышленности ввиду их относительно низкой доходности и эффективности, значительное сокращение объемов оборонного заказа, низкая конкурентоспособность большинства видов продукции, отсутствие устойчивых корпоративных связей с партнерами, замедление, а в ряде случаев прекращение инновационных процессов.
Несмотря на положительные тенденции, развитие малого предпринимательства в Воронежской области продолжает сдерживаться следующими основными проблемами:
недостаточным ресурсным обеспечением (финансовым и имущественным) субъектов МП и объектов инфраструктуры ПМП, включая:
недостаточный доступ к стартовому капиталу для начинающих предпринимателей;
недостаточный доступ к капиталу для реализации перспективных инвестиционных проектов развивающихся предприятий;
неразвитую систему государственной гарантийной поддержки субъектов МП, обращающихся за кредитами в коммерческие банки;
слабое развитие комплекса финансовых услуг для отдельных социально значимых категорий малых предприятий.
По результатам последнего исследования инвестиционного климата российских регионов, ежегодно проводимого журналом "Эксперт" совместно с рейтинговым агентством "Эксперт-РА", в 2004/2005 годах показатели инвестиционной привлекательности Воронежской области значительно ухудшились. По показателю инвестиционного риска область заняла 42-е место из 88 субъектов Российской Федерации, в то время как по результатам предыдущего рейтинга регион по тому же показателю занимал 25-е место (ранг области снизился на 17 позиций).
Согласно данным исследования, увеличение инвестиционного риска в Воронежской области произошло за счет значительного роста криминального риска (с 27-го в 2003/2004 годах до 67-го в 2004/2005 годах), а также политического (с 67-го до 79-го) и экономического (с 56-го до 70-го). Финансовый и социальный риски, напротив, снизились (с 50-й до 34-й и с 28-й до 21-й позиций соответственно). Однако это не оказало решающего воздействия на динамику интегрального показателя.
В связи с этим работа по повышению инвестиционной привлекательности Воронежской области и увеличению объема привлекаемых инвестиций должна быть направлена на устранение факторов, обусловивших негативную оценку региона по ключевым показателям инвестиционного риска, и на решение конкретных локальных проблем инвестиционных процессов, характерных для Воронежской области.
Учитывая неполноту данных о состоянии малого бизнеса и его внутренних тенденциях, предстоит регламентировать процедуру консультационных услуг и проведения мониторинга.
План реформирования
Развитие данного направления предполагает дальнейшее сокращение административных и отраслевых барьеров, препятствующих созданию и развитию малых предприятий (за счет совершенствования мониторинговых механизмов, создания "горячих линий" и наращивания потенциала соответствующих комиссий областной администрации), создание новых форм поддержки малого бизнеса. В частности, планируется более интенсивно привлекать малые предприятия к выполнению областного государственного заказа, внедрять модели субконтрактации и промышленного партнерства, создать областную систему гарантий за субъекты малого предпринимательства при кредитовании в коммерческих банках, внедрить механизмы бизнес-инкубирования и венчурного финансирования малых инновационных предприятий. Для более легкого вхождения граждан в сферу малого предпринимательства и стимулирования появления новых малых предприятий планируется создать совместно с администрациями Белгородской и Липецкой областей полноценную систему кредитной потребительской кооперации в формате, адекватном требованиям Минэкономразвития Российской Федерации.
В 2006 - 2007 годах будет продолжаться совершенствование существующей в настоящее время системы мониторинга субъектов малого предпринимательства. Это предполагает включение в систему мониторинга механизмов импорта данных со всех муниципалитетов на территории Воронежской области, вовлечение в систему информации от пенсионных и социальных органов, милиции, Роспотребнадзора, управлений архитектуры, градостроительства и органов по техническому и экологическому надзору. Интеграция системы с электронной картой Воронежской области позволит легко определять дислокацию всех субъектов малого предпринимательства, повышая прозрачность, равномерность распределения и инвестиционную привлекательность этого сектора. Создание в 2006 году на основе данной системы центра оперативного реагирования на запросы граждан и предпринимателей "Горячая линия" должно существенно улучшить положение дел в части защиты прав потребителей и законных интересов предпринимателей (при взаимодействии с контрольными и надзорными органами).
В целях систематизации данных о малом бизнесе предполагается ежегодное составление докладов о результатах деятельности малых предприятий, в которых будет отражаться динамика развития малого бизнеса в регионе и результаты соответствующего мониторинга, в том числе статистическая информация о субъектах МП и показатели их бюджетной и социальной эффективности. Таким образом, предстоит дальнейшее совершенствование и развитие в области малого предпринимательства, но по более четкой и регламентированной процедуре.
На первом этапе реформирования до 1 апреля 2007 года Главным управлением экономического развития Воронежской области будет разработан проект и утвержден приказ Главного управления экономического развития Воронежской области "О порядке оказания консультационных услуг и организационной поддержки субъектам малого предпринимательства".
На втором этапе планируется Главному управлению экономического развития Воронежской области до 1 января 2008 года разработать проект и утвердить внутренний приказ Главного управления экономического развития Воронежской области "О порядке проведения мониторинга деятельности предприятий сферы малого предпринимательства на территории Воронежской области". До 1 марта 2008 года предстоит опубликовать результаты мониторинга малого предпринимательства в газете "Молодой коммунар". Главное управление экономического развития Воронежской области на официальном сайте администрации Воронежской области www.admin.vrn.ru в сети Интернет будет размещать результаты мониторинга малого предпринимательства.
Ожидаемые результаты
Реализация намеченных мероприятий позволит создать реальные инструменты оценки эффективности функционирования малого бизнеса в регионе, повысить доходную часть областного бюджета и в целом увеличить вклад предприятий малого бизнеса в социально-экономическое развитие Воронежской области. Проведение мониторинга, составление и публикация ежегодного доклада повысит прозрачность деятельности малых предприятий.
Для достижения результатов по мероприятию "Повышение деловой активности" будут приняты следующие нормативные правовые акты Воронежской области:
приказ Главного управления экономического развития Воронежской области "О порядке оказания консультационных услуг субъектам малого предпринимательства";
приказ Главного управления экономического развития Воронежской области "О порядке проведения мониторинга деятельности предприятий сферы малого предпринимательства на территории Воронежской области".