Существующее положение
В Воронежской области ведется последовательная работа по управлению кредиторской задолженностью. Проведен анализ кредиторской задолженности, в том числе бюджетных учреждений и унитарных предприятий.
Анализ динамики кредиторской задолженности по годам за последних три отчетных года отражает тенденцию к снижению задолженности. По отчетным данным по состоянию на 1 января 2004 года кредиторская задолженность составляла 2335259 тыс. рублей, а на 1 января 2005 года - 1625087 тыс. рублей, а на 1 января 2006 года - уже 1509254 тыс. рублей. Таким образом, снижение кредиторской задолженности на 1 января 2006 года по сравнению с 2004 годом составило более чем на 35 процентных пункта. Учитывая, что форма отчетности не предусматривает выделение просроченной задолженности, осознана необходимость проведения инвентаризации кредиторской задолженности.
Обоснование
Отсутствие системной работы по выявлению фактов возникновения кредиторской задолженности, в том числе просроченной, создало предпосылки к реформированию в этом направлении. Представляется регламентируемая процедура мер по реструктуризации просроченной задолженности, выявленной в ходе проведения инвентаризации, которая позволит планомерно повлиять на снижение показателя.
План реформирования
В Воронежской области продолжится работа по снижению и ликвидации просроченной кредиторской задолженности бюджетов. В рамках реализации первого этапа программы реформирования планируется Главному финансовому управлению Воронежской области при взаимодействии и с участием отраслевых управлений до 1 апреля 2007 года провести инвентаризацию кредиторской задолженности, в том числе бюджетных учреждений и унитарных предприятий. Результаты инвентаризации позволят выявить факторы ее возникновения. До 1 апреля 2007 года будет разработан Главным финансовым управлением Воронежской области проект постановления администрации Воронежской области "Об утверждении плана мер по реструктуризации просроченной кредиторской задолженности" и направлен для утверждения губернатору Воронежской области. В соответствии с этим нормативным правовым актом будет определен порядок и механизм заключения соглашения о реструктуризации, а также будут определены оптимальные сроки ее погашения и соответствующие формы и сроки представления отчетности. Такой подход поможет закрепить тенденцию к снижению кредиторской задолженности.
На втором этапе планируется до 1 марта 2008 года разработать (Главным финансовым управлением Воронежской области при взаимодействии с Главным управлением образования Воронежской области, Главным управлением здравоохранения Воронежской области, управлением культуры и туризма Воронежской области, Главным управлением социальной политики Воронежской области, Главным управлением жилищно-коммунальной политики Воронежской области) проект постановления администрации Воронежской области "Об утверждении порядка проведения мониторинга кредиторской задолженности, в том числе бюджетных учреждений и унитарных предприятий, а также оперативной отчетности о состоянии кредиторской отчетности" и направить его для утверждения губернатору Воронежской области. Начиная с 1 апреля 2008 года будет обеспечена публикация в газете "Молодой коммунар" и размещение на официальном сайте Главного финансового управления Воронежской области www.gfu.vrn.ru в сети Интернет информации о состоянии кредиторской задолженности, в том числе просроченной.
К 1 июля 2008 года кредиторская задолженность не будет превышать среднемесячных расходов бюджета.
Ожидаемые результаты
Реализация указанных мероприятий позволит значительно сократить размеры кредиторской задолженности и достичь к 1 июля 2008 года таких объемов задолженности, которые не будут превышать среднемесячные расходы бюджета.
Для достижения результатов по мероприятию "Снижение и ликвидация просроченной кредиторской задолженности бюджетов" будут приняты следующие нормативные правовые акты Воронежской области:
постановление администрации Воронежской области "Об утверждении плана мер по реструктуризации просроченной кредиторской задолженности";
постановление администрации Воронежской области "Об утверждении порядка проведения мониторинга кредиторской задолженности, в том числе бюджетных учреждений и унитарных предприятий, а также оперативной отчетности о состоянии кредиторской отчетности".
Экономический эффект от реализации мер, направленных на снижение просроченной кредиторской задолженности, составит по предварительным расчетам 70 млн. рублей по сравнению с годом начала реформирования.
Альтернативные механизмы
Альтернативой является полное погашение кредиторской задолженности, однако на это требуется больше времени, чем предусмотрено рамками реализации программы. Кроме того, бесконтрольный рост кредиторской задолженности отрицательно влияет на кредитный рейтинг области и может привести к банкротству целого ряда бюджетных учреждений и унитарных предприятий, поэтому иной альтернативы введению жестких мер по ограничению роста кредиторской задолженности нет.
Оценка рисков
Внешним риском при реализации данного направления реформирования могут быть инфляционные процессы.
Внутренние риски:
отсутствие стимулов по погашению кредиторской задолженности у бюджетных учреждений;
ограниченный период времени, в течение которого необходимо достичь ожидаемых результатов.