Действующий

О ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2008 ГОДЫ

B1. Создание системы учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах


Существующее положение

Анализ данных отчетов о выполнении плана по сети, штатам и контингентам в бюджетных учреждениях в году, предшествующем планируемому, и прогнозируемого объема оказания услуг не отражает результативную оценку потребности в услугах бюджетных учреждений Воронежской области. Формализованной методики оценки на данном этапе не существует, что связано с отсутствием полного перечня услуг, оказываемых бюджетными учреждениями области. Отраслевыми исполнительными органами государственной власти осознана возможность и потребность в предоставлении бюджетных услуг. На начальном этапе реформирования очень многое предстоит сделать.

Обоснование

Оценка потребности в услугах позволит выявить услуги, предоставление которых не обеспечено источниками бюджетного финансирования. После этого станет возможно составить полный перечень услуг, предоставляемых за счет бюджетных средств, и разработать методику оценки качества бюджетных услуг. Единственным способом объективной оценки качества бюджетных услуг станет установление стандартов качества услуг, которые оказывают населению бюджетные учреждения и организации, поскольку будет законодательно закреплен гарантированный уровень предоставления услуг, ниже которого учреждение не может опускаться.

План реформирования

С целью разработки методики для оценки потребности в услугах планируется провести инвентаризацию услуг, предоставляемых бюджетными учреждениями Воронежской области, и выделить те из них, которые предоставляются за счет бюджетных средств. В случае выявления услуг, предоставление которых не обеспечено источниками бюджетного финансирования, будут пересмотрены нормативные акты, регламентирующие предоставление таких услуг. После этого станет возможно составить полный перечень услуг, предоставляемых за счет бюджетных средств, Главному управлению социальной политики Воронежской области, Главному управлению образования Воронежской области, Главному управлению здравоохранения Воронежской области, управлению культуры и туризма Воронежской области при участии Главного финансового управления Воронежской области, разработать методику оценки потребности в услугах, предоставляемых бюджетными учреждениями области, и до 1 марта 2007 года провести мониторинг и экспертную оценку потребности в предоставляемых бюджетных услугах (отдельно по видам бюджетных услуг) и фактически предоставленных бюджетных услуг за последние три отчетных года.

К 1 марта 2007 года планируется Главному управлению социальной политики Воронежской области, Главному управлению образования Воронежской области, Главному управлению здравоохранения Воронежской области, управлению культуры и туризма Воронежской области с участием Главного финансового управления Воронежской области разработать проект постановления администрации Воронежской области "Об утверждении перечня бюджетных услуг" и направить его для утверждения губернатору Воронежской области. В соответствии с этим нормативным правовым актом будет производиться учет потребности в предоставлении бюджетных услуг.

Очевидно, что основой для эффективного функционирования системы управления бюджетными расходами должна стать система мониторинга предоставляемых бюджетных услуг. Это непосредственно связано с ключевым моментом преобразований - увязыванием механизма планирования и предоставления бюджетных услуг с бюджетным процессом и составлением перспективного финансового плана, а также определением подходов к стандартам качества предоставляемых бюджетных услуг. Поэтому на втором этапе реализации программы до 1 августа 2007 года Главным финансовым управлением Воронежской области совместно с Главным управлением экономического развития Воронежской области, Главным управлением социальной политики Воронежской области, Главным управлением образования Воронежской области, Главным управлением здравоохранения Воронежской области, управлением культуры и туризма Воронежской области будет разработан проект постановления администрации Воронежской области "Об утверждении порядка проведения ежегодной оценки потребности в предоставляемых бюджетных услугах и учета результатов оценки при формировании расходной части областного бюджета" и направлен губернатору Воронежской области для утверждения. На его основе будет выведен результат оценки потребности в предоставляемых бюджетных услугах, который повлияет на размер бюджетных ассигнований на предстоящий год и среднесрочную перспективу.

Начиная с 1 ноября 2007 года результаты оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг и фактически произведенных (запланированных расходов) будут опубликованы в газете "Молодой коммунар" и размещены на официальном сайте Главного финансового управления Воронежской области www.gfu.vrn.ru в сети Интернет. Это обеспечит доступ к информации населения, общественности, финансовых органов муниципальных образований, что повлияет на право выбора населением необходимого качества бюджетной услуги, предоставляемой ему бесплатно, а финансовым органам муниципальных образований создаст базу для дальнейшего изучения опыта внедрения областью механизмов бюджетирования, ориентированного на результат.

По причине большого объема работы, который необходимо проделать в этом направлении, запланированные мероприятия предполагается изначально осуществлять в четырех отраслях - здравоохранение, образование, культура, социальная политика - с последующим распространением их опыта на другие сферы.

Результаты оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг будут учитываться Главным управлением социальной политики Воронежской области, Главным управлением образования Воронежской области, Главным управлением здравоохранения Воронежской области, управлением культуры и туризма Воронежской области, Главным финансовым управлением Воронежской области, Главным управлением экономического развития Воронежской области при формировании расходов бюджета на очередной финансовый год начиная с 1 сентября 2007 года, то есть начиная с формирования бюджета на 2008 год.

Результаты реформирования

Осуществление запланированных мероприятий позволит достичь следующих результатов:

1. Составление и нормативное утверждение перечня бюджетных услуг, предоставляемых за счет средств областного бюджета.

2. Разработка и нормативное утверждение формализованной методики оценки потребности в предоставляемых бюджетных услугах.

3. Информирование населения об услугах, которые они могут получить в бюджетных учреждениях области за счет средств областного бюджета.

4. Использование с 1 сентября 2007 года при составлении бюджета на очередной финансовый год результатов оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг - оптимизация бюджетных расходов.

Для достижения результатов по мероприятию "Создание системы учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах" будут приняты следующие нормативные правовые акты Воронежской области:

постановление администрации Воронежской области "Об утверждении перечня бюджетных услуг";

постановление администрации Воронежской области "Об утверждении порядка проведения ежегодной оценки потребности в предоставляемых бюджетных услугах и учета результатов оценки при формировании расходной части областного бюджета".

За счет учета результатов оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг при формировании расходов бюджета на очередной финансовый год планируемый эффект от реализации мероприятий программы будет заключаться в более эффективном расходовании бюджетных средств, чем до реформирования, что позволит перераспределить часть средств областного бюджета и направить их на предоставление наиболее востребованных бюджетных услуг.

Альтернативные механизмы

Альтернативой созданию системы учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах может быть сохранение существующего положения, что не позволит решить поставленные в программе задачи. Таким образом, выбранный механизм реформирования представляется оптимальным.

Оценка рисков

Внешним риском при реализации данного направления реформирования является изменение федерального законодательства в части изменения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Возможны внутренние риски:

большие временные и трудозатраты на составление полного перечня бюджетных услуг и создание системы учета потребностей в них;

возможность составления неполного перечня бюджетных услуг;