Ранее действовавшая областная целевая программа "Содействие занятости населения Воронежской области на 2004 - 2005 годы", направленная на улучшение положения на рынке труда Воронежской области, предусматривала координацию усилий заинтересованных структур и объединение различных ресурсов для решения проблем занятости, возникающих в новых социально-экономических условиях.
Программно-целевой метод в реализации мер по улучшению положения на областном рынке труда доказал свою эффективность.
Основные задачи в сфере занятости населения региона решались в ходе реализации также ведомственных программ содействия занятости населения Воронежской области.
В рамках реализации программ было установлено, что решение проблемы смягчения ситуации на областном рынке труда опирается на учет и анализ его основных тенденций. Положительно повлияли на формирование рынка труда:
более устойчивый (в 2002 - 2007 годах) характер экономического роста (объем валового регионального продукта с 2001-го до 2004 года увеличился в 1,8 раза) и концентрация точек роста, в том числе во многих муниципальных районах области;
развитие в экономике области инновационных процессов, во многом обусловленных притоком инвестиций: общий объем инвестиций в основной капитал за 2001 - 2006 годы составил 131,6 млрд. рублей;
улучшение показателей уровня жизни населения: только за 2006 год среднемесячная номинальная начисленная заработная плата увеличилась на 23,1%, реальные денежные доходы населения выросли на 15,8%.
Отрицательно влияют на рынок труда следующие факторы:
недостаточно высокие темпы экономического роста и значительные колебания, как по годам, так и в отраслевом и территориальном разрезах, что требует изучения специфики развития отраслей городских округов и муниципальных районов области;
основные фонды предприятий и организаций в высокой степени изношены;
уровень оплаты труда в ряде отраслей экономики по сравнению со средними по области не является привлекательным. Так, в 2006 году среднемесячная заработная плата в текстильном и швейном производстве составляла только 42% от средней по области, в сельском хозяйстве - 57%, в оптовой торговле - 58%, в образовании - 73%.
Отмеченные противоречивые факторы обусловливают неоднозначность ситуации на рынке труда, причем в его регистрируемом и нерегистрируемом секторах она существенно различается.
Общими положительными тенденциями, нуждающимися в дальнейшем исследовании и конкретизации, являются:
продолжающийся рост спроса на рабочую силу, улучшение его качественной структуры: число вакантных рабочих мест на конец 2006 года выросло по сравнению с началом года почти на 40%;
повышение степени сбалансированности предложения рабочей силы со спросом, предъявляемым работодателями, - выбытие кадров предприятий и организаций количественно почти полностью компенсируется их приемом, так, в I квартале 2007 года на предприятия принято на 6,3% больше, чем за тот же период 2006 года, доля компенсации выбытия персонала ее приемом составила 103%;
снижение дискриминационных требований работодателей при приеме на работу соискателей отдельных социально-демографических групп, например, по данным социологического мониторинга в настоящее время только 20% женщин получают отказы в приеме на работу по гендерному признаку, а также из-за наличия малолетнего ребенка, что почти в 2 раза ниже аналогичного показателя 2000 года;
снижение риска вынужденной безработицы среди представителей квалифицированных профессий и специальностей: количество вакансий для квалифицированных рабочих в базе данных службы занятости в 2006 году в среднем в 4 раза превышало численность ищущих работу этой категории граждан.
Вместе с тем сохраняется ряд негативных и даже опасных тенденций:
снижение численности населения и ухудшение его возрастно-трудовой структуры: ежегодно численность населения области снижается на 20 - 25 тысяч человек;
большие качественные диспропорции внутри трудовых ресурсов области - профессионально-квалификационные, территориальные, гендерные;
неэффективная структура занятости населения области - значительная доля трудовых ресурсов занята малопроизводительным трудом, в мелкотоварном производстве или личном подсобном хозяйстве;
повышенная доля экономически неактивного населения (56,7% - по области, 50% - по Центральному федеральному округу);
дефицит кадров предприятий, в первую очередь среди квалифицированных рабочих;
низкое качество многих рабочих мест - по содержанию, технической оснащенности и условиям труда, а также его оплате;
высокие масштабы теневой занятости: в неформальном секторе экономики области занято 33% от общей численности занятости против 13% по Центральному федеральному округу.
Особенно тревожное положение складывается в сельской местности, где все еще продолжаются процессы реструктуризации собственности, занятость сокращается и, по прогнозам, будет падать и дальше, в ряде районов сохраняется высокая напряженность на рынке труда ввиду отсутствия рабочих мест, идет отток наиболее активной части молодежи в города. Если в г. Воронеже число вакантных рабочих мест в 2,3 раза превышает число безработных (по состоянию на 01.04.2007), то на сельском рынке труда ситуация прямо противоположная, а в 6 районах области на 1 вакансию претендует от 15 до 95 человек. В 40% районов области уровень официальной безработицы превысил 3%. Показатели уровня экономической активности населения и эффективности занятости его различных категорий особенно низки в сельской местности и сильно дифференцированы по муниципальным районам области.
В рамках ранее действовавших в области программ областной службой занятости предпринят ряд мер для улучшения положения в данной сфере.
Численность граждан, состоявших в областной службе занятости в течение 2006 года в качестве ищущих работу, составила 141,1 тыс. чел. В целом по области нашли работу, включая предпринимательскую деятельность, 88,8 тыс. чел., т.е. двое из каждых трех состоявших на учете. Выросла доля трудоустроенных на постоянные рабочие места (62,6% против 57,6% в 2005 году). Направлены на обучение новым профессиям и специальностям 3,8 тыс. чел.