Программа является инструментом налаживания взаимодействия, выработки общих подходов всех заинтересованных структур и ведомств к реализации эффективных мер по социальной поддержке безработных и улучшению ситуации на региональном рынке труда.
Реализация мероприятий Программы требует консолидации сил исполнительных органов государственной власти, общественных, профсоюзных организаций, объединений работодателей.
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов улучшения ситуации на рынке труда могут стать:
несистемное решение стоящих задач в области занятости, разрозненные усилия исполнительных органов государственной власти, снижение их ответственности;
распыление средств бюджетов всех уровней, незначительное привлечение средств внебюджетных источников для решения проблем безработных и ищущих работу граждан;
повышение уровня регистрируемой безработицы, приближение его в большинстве муниципальных образований Воронежской области к критической отметке (4 - 6%);
ухудшение соотношения спроса и предложения, рост напряженности на областном рынке труда;
сокращение финансирования за счет средств федерального и местного бюджетов активных мероприятий содействия занятости населения Воронежской области;
увеличение среди безработных проблемных социально-демографических групп: лиц со сниженными мотивациями к труду, длительно и ранее не работавших, не имеющих профессионального образования, инвалидов, выпускников профессиональных учебных заведений различных уровней и т.д.;
снижение возможностей социальной адаптации для безработных граждан;
отказ от превентивных мер по предупреждению безработицы, особенно среди молодых людей, делающих профессиональный выбор.
Отказ от программно-целевого метода в решении проблемы занятости населения, осуществления в необходимом объеме мероприятий не только пассивной, но и активной политики занятости может привести к увеличению уровня безработицы на 1 - 2 процентных пункта как на полном рынке труда, так и в его регистрируемом секторе, росту социальной напряженности, а также негативно скажется на развитии демографической ситуации в регионе, поставит под угрозу выполнение показателей социально-экономического развития Воронежской области.
Отсутствие комплексных, превентивных мер, системности профориентационной работы и информационных услуг сделают невозможным эффективное оказание государственных услуг клиентам службы занятости.
Отсутствие программно-целевого метода в реализации политики в сфере занятости в интересах отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы, не позволит обеспечить необходимый уровень их социальной поддержки, оказания психологической, профориентационной, образовательной помощи. Особые опасения вызывает ситуация на сельском рынке труда: решение проблем эффективного трудоустройства сельских жителей невозможно без комплексного и системного подхода.
Отказ от использования программно-целевого метода также не позволит обеспечить комплексное решение проблем молодежной занятости, тогда как именно молодежный сегмент относится к одному из наиболее сложных на областном рынке труда. Представляется проблематичным обеспечить дальнейшее развитие различных форм занятости "трудных" подростков, склонных к совершению противоправных действий и представляющих реальную угрозу создания криминогенной обстановки в летнее время.
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов профессиональной и трудовой адаптации может быть усиление негативных социальных явлений, таких как: нерациональное использование трудового потенциала человеческих ресурсов, снижение и/или потеря квалификации рабочей силы, обучение невостребованным рынком труда профессиям и специальностям, усиление дисбаланса на рынке труда.
Анализ сложившейся ситуации и прогнозируемых тенденций ее развития показывает, что ключевыми проблемами на рынке труда области в 2008 - 2011 годах будут являться:
несбалансированность спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному и территориальному признакам;
сохраняющийся дефицит квалифицированных кадров;
неэффективная занятость, обусловленная низким качеством рабочих мест и их недостатком в ряде муниципальных образований области;
проблемы занятости сельского населения, а также других социально уязвимых его категорий, прежде всего молодежи с низким уровнем образования и невостребуемыми профессиями (специальностями), а также инвалидов;
высокая доля экономически неактивного населения;
отсутствие условий для активной трудовой мобильности кадров, недостаточная гибкость рынка труда;
большое распространение неформальных видов занятости и дискриминации на рынке труда.
Главным управлением государственной службы занятости населения области по разработанным методикам с использованием статистической и исследовательско-социологической информационной базы систематически выполняются прогнозные расчеты основных показателей рынка труда, а также профессиональной структуры спроса на рабочую силу.
Экспертный прогноз динамики общей безработицы показывает, что возможности ее существенного снижения в сложившихся условиях исчерпаны, показатель установился на уровне, близком к естественному. Активизация инвестиционных и инновационных факторов вызовет усиление противоречивых тенденций (повышение занятости на новых производствах и ее сокращение на действующих). Это позволяет прогнозировать стабилизацию общей безработицы на уровне, близком к 6%, а по второму варианту - ее рост до 7,0 - 7,5%.
Показатель регистрируемой безработицы прогнозируется также в двух вариантах: по первому она стабилизируется на отметке, не превышающей 2,0%, по второму - возрастет до 2,1 - 2,3%.