Действующий

О РАЗРАБОТКЕ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 - 2011 ГОДЫ"


      I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей областной целевой программы приоритетным задачам социально- экономического развития Воронежской области


Стратегией социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу обозначены следующие приоритетные направления:

- создание условий для долгосрочного роста конкурентоспособности экономики Воронежской области;

- формирование основы для долговременной капитализации человеческого потенциала территории;

- проектирование сбалансированного пространства развития Воронежской области;

- повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Воронежской области.

Исходя из этого, областная целевая программа "Содействие занятости населения Воронежской области на 2008 - 2011 годы" (далее - Программа) ориентирована в первую очередь на повышение эффективности использования трудовых ресурсов области и оптимизацию системы управления занятостью.

Актуальность Программы, ее цели и задачи определяются исходя из наличия не решенных в рамках предыдущих областных целевых программ содействия занятости населения проблем, которые обусловлены:

важностью проблемы занятости для социально-экономического развития области и благополучия всех категорий ее населения - как работодателей, так и ищущих работу граждан;

необходимостью и возможностью решения проблем занятости в сложившихся условиях с позиции объединенного интереса субъекта Российской Федерации, его населения, а также ведомств, предприятий и организаций, ведущих хозяйственную и иную предусмотренную законодательством на его территории;

значимостью координации на областном уровне мероприятий, проводимых в рамках областных целевых программ и мероприятий, затрагивающих вопросы обеспечения занятости населения области;

нерешенностью многих вопросов в данной сфере, недостаточной сбалансированностью трудовых ресурсов области и рынка труда как основного механизма обеспечения их сбалансированности и др.

Положение с занятостью населения области в 2008 - 2011 годах будет определяться следующими основными факторами:

структурные изменения, темпы роста и инвестиционная политика в экономике и социальной сфере;

средне- и долгосрочные тенденции, складывающиеся на рынке труда;

ожидаемые изменения в действии демографических факторов;

мотивационные характеристики ищущего работу населения.

Согласно прогнозу социально-экономического развития области на среднесрочную перспективу в дальнейшем продолжится экономический рост, темпы которого будут близки к среднероссийским. Позитивной динамикой будет характеризоваться инвестиционная политика. Развитие социальной сферы прогнозируется опережающими темпами.

Изменения на рынке труда будут определяться не только экономическим ростом, но и, как показали исследования службы занятости, начавшимся на каждом третьем - четвертом предприятии области процессом модернизации производства. В среднесрочной перспективе работодатели прогнозируют наращивание этой тенденции на каждом шестом - седьмом среднем или крупном, каждом третьем - четвертом малом предприятии, продолжатся процессы реструктуризации собственности, особенно в сельском хозяйстве, внедрение малолюдных технологий.

Под влиянием изменений демографических факторов несколько снизится приток на рынок труда молодежи, при этом среди них вырастет доля лиц с низким уровнем образования, особенно проживающих в сельской местности. Более активная, регулируемая миграционная политика обусловит усиление механического притока населения в область. Величина естественной убыли населения несколько снизится. Однако проявится негативная тенденция сокращения количества трудоспособного, а как следствие, и экономически активного населения.

Позитивные процессы в экономике и социальной сфере обусловят устойчивый спрос на рабочую силу, объем которого возрастет с 291 - в 2008 году до 297 тыс. чел. - в 2011 году. Повысится потребность в работниках для замещения вновь создаваемых рабочих мест (с 8% до 10% общего спроса соответственно). Однако дальнейшему его росту будет противостоять сохраняющийся под влиянием реструктуризации собственности процесс сокращения численности работников предприятий, особенно в начале прогнозируемого периода. Улучшение положения в реальном секторе экономики обусловит также снижение в прогнозируемом периоде текучести рабочей силы; в структуре спроса не менее чем на 1,5 - 2,0 процентных пункта (до 84,0 - 86,2%) снизится доля потребности в замещении выбытия персонала с действующих рабочих мест.

В целом при активном движении рабочей силы оборот ее несколько замедлится под влиянием большей стабилизации трудовых коллективов, а также преобладания среди части безработных склонности к длительному поиску работы. Сохранят свою остроту профессиональные и территориальные диспропорции, избыточное предложение труда в сельской местности. Увеличение оплаты труда приведет к некоторому снижению неудовлетворенного спроса на рабочую силу. Кардинальное решение проблемы потребует внесения изменений в структуру и механизм профессиональной подготовки кадров, а также активизации территориального перераспределения рабочей силы.

Анализ сложившейся ситуации свидетельствует о том, что возможно несколько сценариев развития на рынке труда области. Варианты прогноза численности безработных и уровня регистрируемой безработицы зависят в первую очередь от развития ситуации с занятостью в сельской местности. При дальнейшем усложнении положения в муниципальных районах области.

Первый - сохранение основных тенденций, сложившихся на рынке труда к настоящему времени: сокращение уровня безработицы на полном рынке труда при стабилизации уровня безработицы в регистрируемом секторе на уровне 2,0 - 2,1%. Соответственно среднемесячная численность безработных будет относительно стабильна: не более 24 тыс. чел.

Второй - усложнение ситуации, в первую очередь, за счет ухудшения положения с занятостью в муниципальных районах области. Рост числа безработных граждан до 25,0 - 25,2 тыс. чел. (среднемесячно).

И при первом, и при втором сценариях прогнозируется усложнение структуры безработных, среди которых увеличится доля лиц со сниженными мотивациями к труду, не имеющих опыта работы, длительно и ранее не работавших.