ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 15 сентября 2009 года N 411-р

О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2014 ГОДЫ"

В соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 27.02.2009 N 138 "О порядке разработки и реализации областных целевых программ":

1. Утвердить прилагаемую концепцию областной целевой программы "Экология и природные ресурсы Воронежской области на 2010 - 2014 годы".

2. Назначить управление по экологии и природопользованию Воронежской области (Стороженко) государственным заказчиком областной целевой программы "Экология и природные ресурсы Воронежской области на 2010 - 2014 годы" (далее - программа).

3. Государственному заказчику обеспечить разработку программы до 20 сентября 2009 года.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя правительства Воронежской области Неженца В.С.

Губернатор Воронежской области
А.В.ГОРДЕЕВ

     

Утверждена
распоряжением
правительства Воронежской области
от 15.09.2009 N 411-р

 КОНЦЕПЦИЯ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2014 ГОДЫ"


      1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей областной целевой программы приоритетным задачам социально-экономического развития Воронежской области


В основе стратегии устойчивого развития общества находятся три взаимосвязанные сферы жизни общества: экономика, экология и социальные процессы. В системе внутригосударственных и международных отношений большая часть 20-го столетия прошла под знаком доминирования экономики, и далеко не приоритетной была роль человеческого фактора в обеспечении экологической безопасности при развитии экономики. И только в конце века человечество осознало, что биосфера и ее составные части имеют предел саморегуляции, самовосстановления, выше которых они могут деградировать необратимо.

В этих условиях целью государственной политики в области обеспечения экологической безопасности как одного из ключевых условий развития Воронежской области является улучшение качества окружающей природной среды в условиях хозяйственного развития области, а также реализация конституционных прав человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, возмещение ущерба, наносимого его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями (ст. 42 Конституции РФ), реализацию конституционной обязанности каждого по сохранению природы и окружающей среды (ст. 58 Конституции РФ).

Считать приоритетными следующие направления природоохранной деятельности:

- повышение уровня экологической безопасности области;

- повышение качества жизни населения на основе повышения качества окружающей среды;

- развитие эколого-просветительской сети;

организация информационной поддержки формирования экологической культуры населения со стороны региональных средств массовой информации;

- развитие системы особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) и работ по восстановлению биоразнообразия на ООПТ;

- улучшение качества поверхностных и подземных вод, реабилитация водных объектов;

- увеличение доли вторичных ресурсов, извлекаемых из отходов производства и потребления;

- реабилитация природных объектов;

- создание системы обращения с отходами производства и потребления на территории поселений;

- снижение негативного воздействия выбросов автотранспорта на атмосферный воздух;

- повышение доли компенсационного озеленения и создание новых объектов озеленения;

- развитие региональной системы экологического мониторинга;

- поддержка инициатив бизнеса по экологической направленности;

- содействие внедрению международных норм корпоративного управления и эффективности природоохранных мероприятий на основе MC ISO 14001;

- повышение экологической ответственности товаропроизводителей;

- поддержание почвенного плодородия и защита почв от эрозии;

- формирование эффективной системы недропользования и природопользования.


2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом


Одним из важнейших механизмов обеспечения экологической безопасности на территории Воронежской области является областная целевая программа (далее - ОЦП) "Экология и природные ресурсы Воронежской области на 2006 - 2010 годы", утвержденная постановлением Воронежской областной Думы от 12 декабря 2006 года N 659-IV-ОД.

В рамках реализации данной программы в 2006 - 2008 годах на территории Воронежской области выполнены следующие мероприятия, оказавшие позитивное влияние на состояние окружающей среды и условия проживания населения области:

- расчищено около 46 км русел рек, в результате чего ликвидировано подтопление прилегающих территорий на 2,9 тыс. га;

- повысился уровень безопасности 7 гидротехнических сооружений за счет их капитального ремонта, в результате чего площадь защищенной территории составила 906 га;

- на 908,35 тонны сократился объем хранения непригодных к использованию пестицидов за счет их вывоза на утилизацию (82,4% от общего количества хранящихся);

- снизились выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 918,72 условной тонны (приведенных к окиси углерода) за счет перевода на газообразное топливо 33 автобусов областной и муниципальной собственности;

- ликвидированы потенциально опасные объекты загрязнения подземных вод вследствие проведения ликвидационного тампонажа 23 недействующих скважин в Аннинском, Лискинском, Острогожском и Семилукском муниципальных районах;

- выполнен комплекс работ по ликвидации мелководий, зон замедленного водообмена и береговой эрозии на Воронежском водохранилище в районе ВПС-4 с целью улучшения экологической обстановки на Воронежском водохранилище;

- окончено строительство очистных сооружений в с. Воробьевка и пос. Таловая общей производительностью 3,45 тыс. куб. м/сутки, что обеспечит ежегодное снижение сброса загрязненных сточных сод в водные объекты в объеме 1,3 млн. куб. м;

- на 805 га увеличилась площадь, покрытая зелеными насаждениями на территориях населенных пунктов (увеличение озелененной территории населенных пунктов к уровню 2005 года составило 6,4%);

- восстановилось гидрологическое состояние р. Дон в результате строительства руслоформирующих сооружений на р. Дон у г. Павловска;

- выявлено месторождение строительных песков в окрестностях г. Воронежа;

- выполнены топографические изыскания к рабочему проекту берегоукрепления на р. Дон в районе г. Павловска.

В ходе реализации ОЦП "Экология и природные ресурсы Воронежской области на 2006 - 2010 годы" в 2006 - 2008 годах к решению природоохранных мероприятий на территории Воронежской области привлечено 167 млн. рублей средств федерального бюджета и 92 млн. рублей собственных средств организаций.

Результаты, полученные в последние годы по обеспечению экологической безопасности, во многом достигнуты за счет применения программно-целевого метода управления на основе консолидации ресурсов всех источников финансирования.

Поэтому в настоящее время необходимо продолжить выполнение системных мероприятий по обеспечению экологической безопасности на территории Воронежской области на основе программно-целевых подходов к решению вышеуказанных проблем.


3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода


Отказ от решения вопроса обеспечения экологической безопасности на территории Воронежской области с использованием программно-целевого метода приведет к ухудшению качества жизни населения.

Среди негативных последствий можно отметить:

- сохранение процессов подтопления населенных пунктов и объектов инфраструктуры в результате деградации и заиления малых рек Воронежской области;

- опасность разрушения аварийных потенциально опасных гидротехнических сооружений и причинения вреда промышленным и гражданским объектам;

- ухудшение качества питьевой воды для городского округа г. Воронеж;

- загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления, размещаемыми в местах складирования, не отвечающих санитарным и экологическим требованиям;

- загрязнение водных объектов, расположенных на территории Воронежской области, неочищенными сточными водами;

- сохранение высокой вероятности загрязнения подземных водных горизонтов;

- снижение уровня озеленения территорий населенных пунктов Воронежской области;

деградация уникальных природных комплексов и достопримечательных природных территорий;

снижение уровня экологического образования в системе дополнительного внешкольного образования и развития экологической культуры населения области.


4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы


Использование программно-целевого метода позволяет консолидировать средства областного и местных бюджетов на реализацию природоохранных мероприятий, обеспечивающих экологическую безопасность Воронежской области, а также привлекать на решение поставленных задач средства федерального бюджета и собственные средства организаций.

Вместе с тем выполнению поставленных задач могут помешать риски, сложившиеся в обществе под воздействием социально-экономических проблем. К ним можно отнести неустойчивость темпов экономического роста и, как следствие, сокращение направления инвестиций в природоохранную сферу.

В настоящей Концепции рассматриваются два возможных варианта реализации программы.

При первом варианте определяются основные цели программы по решению всего комплекса проблем обеспечения экологической безопасности в Воронежской области. При этом выполнение всех программных мероприятий и финансирование программы в полном объеме позволит достичь запланированных целевых индикаторов и показателей реализации программы к началу 2015 года.

Основные целевые индикаторы и показатели реализации программы при первом варианте финансирования приведены в разделе 6 настоящей Концепции.

Второй вариант предусматривает уменьшенные объемы финансирования программы на 40 - 50% по сравнению с первым вариантом.

При реализации второго варианта программы будет приостановлено финансирование эколого-оздоровительных мероприятий на Воронежском водохранилище и других. Особые приоритеты будут отданы мероприятиям, выполнение которых предусмотрено с привлечением средств федерального бюджета, а также обеспечивающим значительную эффективность при более низких затратах.

В целом по второму варианту показатели реализации программы, приведенные в разделе 6 настоящей Концепции, будут достигнуты в более поздние сроки - к 2019 - 2020 годам. При этом снижение уровня достижения показателей программы негативно скажется на качестве жизни населения области.

С учетом значимости проблемы обеспечения экологической безопасности на территории Воронежской области, более приемлемым представляется первый вариант реализации программы.


5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом


Предлагаемая программа реализуется за пятилетний период.

Программа предусматривает достижение поставленных целей к концу 2014 года. Реализация программных мероприятий предусматривается одним этапом на период с 2010-го по 2014 год с ежегодным анализом ее выполнения, корректировкой мероприятий и их показателей. По итогам года проводится анализ эффективности проведения мероприятий, расходования средств на основе оценки основных целевых индикаторов и показателей, а также определяются промежуточные результаты реализации программы.


 6. Предложения по целям и задачам областной целевой программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации областной целевой программы по годам

Основываясь на особенностях и прогнозируемых тенденциях развития экономики области, а также ключевых проблемах обеспечения экологической безопасности на территории области, основной целью реализации программы является сокращение негативного воздействия на окружающую среду и улучшение ее качества, обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:

- улучшение качества поверхностных и подземных вод, реабилитация водных объектов;

- снижение негативного воздействия выбросов автотранспорта на атмосферный воздух;

- повышение доли компенсационного озеленения и создание новых объектов озеленения;

- развитие системы ООПТ и работ по восстановлению биоразнообразия на ООПТ;

- увеличение доли вторичных ресурсов, извлекаемых из отходов производства и потребления;

- строительство полигонов твердых бытовых отходов (далее - ТБО) в комплексе с заводами по термическому обезвреживанию ТБО, мусоросортировочными и мусороперегрузочными станциями;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»