При реализации областной целевой программы "Развитие культуры Воронежской области. 2010 - 2014 годы" возможно рассмотрение различных вариантов решения проблемы.
В качестве критериев при выборе подхода к решению проблемы программно-целевым методом целесообразно использовать:
- возможные источники финансирования;
- возможные объемы финансирования;
- потребность в финансировании различных мероприятий и направлений развития.
Решение проблемы при условии ее полного финансирования. Данный вариант позволит полностью достигнуть целей и задач программы и обеспечить максимально эффективное расходование бюджетных средств.
Условием предоставления ассигнований из областного бюджета является включение финансирования областной целевой программы в закон Воронежской области "Об областном бюджете" на соответствующий год. Условием предоставления средств из федерального бюджета является включение приоритетных направлений и мероприятий в федеральные целевые программы.
Решение проблемы на основе сокращенного объема финансирования. В данном случае сохраняется большинство существующих на сегодня проблемных мест, что ведет к невыполнению мероприятий программы, потере Воронежской областью позиций на уровне Центрально-Черноземного региона и Центрального федерального округа.
Сокращение финансирования программы повлечет возникновение наиболее серьезных рисков: финансового и административного. В частности, финансовый риск создает:
- финансовые потери от неэффективного использования объектов культуры и культурного наследия;
- нарушение принципа доступа к культурным ценностям различных групп граждан;
- снижение количества предоставляемых культурой услуг, посещаемости учреждений культуры и искусства;
- сокращение влияния государства на формирование "человеческого капитала";
- потерю квалифицированных кадров в отрасли.
Недофинансирование мероприятий программы предполагает снижение показателей ее эффективности, прогнозируемости результатов, различий в приоритетах при решении рассматриваемых проблем.
Способом ограничения финансового риска является ежегодная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов.
Административный риск связан с неэффективным управлением программой, который в свою очередь может привести к невыполнению целей и задач программы, срывам выполнения мероприятий и недостижению целевых показателей, неэффективному использованию ресурсов, повышению вероятности неконтролируемого влияния негативных факторов на реализацию программы.
Способами ограничения административного риска являются:
- регулярная публикация данных о ходе финансирования программы;
- обобщение и анализ опыта привлечения внебюджетных ресурсов;
- усиление контроля за ходом выполнения программных мероприятий и совершенствованием механизма текущего управления реализацией программы;
- своевременная корректировка мероприятий программы.