В последние годы основным направлением социально-экономической политики органов исполнительной власти области является формирование рынка доступного жилья за счет наращивания объемов жилищного строительства, развития системы ипотечного жилищного кредитования и оказания государственной поддержки гражданам в приобретении жилья.
Доступное жилье - связующее звено между рынком банковских услуг и рынком недвижимости: повышая доступность жилья, ипотечные кредиты увеличивают спрос на рынке жилой недвижимости.
Развитие областного рынка жилья невозможно без его обеспечения необходимыми кредитно-финансовыми механизмами, которые могли бы восполнить сокращение бюджетных ассигнований в строительство жилья, и приоритетным должно стать развитие жилищного ипотечного кредитования.
Таким образом, помимо выполнения социальной функции ипотечное кредитование играет важную экономическую роль. По оценкам экспертов, рынок жилищного строительства - это 9 - 9,5% ВВП, а ипотека - 20 - 25% сделок на жилищном рынке.
Динамика денежных расходов населения за последние пять лет наглядно иллюстрирует, что расходы на покупку недвижимости составляют около 3% от общей суммы денежных расходов населения. Купить жилье за счет текущих заработков и имеющихся сбережений могут лишь люди с высокими доходами, и этот фактор является источником социального напряжения в обществе.
Необходимо активизировать работу финансовых механизмов, позволяющих гражданам улучшать жилищные условия не только за счет сбережений и текущих доходов, но и с учетом их будущей платежеспособности (возможность обслуживать кредит). Эту задачу призвана решить жилищная ипотека.
Жилищная проблема в Российской Федерации, и в частности в Воронежской области, определяет необходимость внедрения системы жилищного ипотечного кредитования как неотъемлемой части стабилизации и осуществления структурных изменений в экономике.
На сегодня актуальность жилищной проблемы сохраняется и ее решение отнесено к важным, приоритетным задачам социально-экономической политики государства.
По последним статистическим данным в Воронежской области официально признаны нуждающимися в жилых помещениях 47,3 тыс. семей, из них семьи, имеющие право на государственную поддержку в приобретении жилья, - 10,5 тыс. семей (22,2%).
В их числе: ветераны и участники боевых действий, семьи, имеющие в своем составе инвалидов, - 3,84 тыс. семей, многодетные семьи - 1,8 тыс. семей, молодые семьи - 2,38 тыс. семей.
Более 7,1% очередников проживают в коммунальных квартирах, 9,4% - в общежитиях, 0,4% - в ветхом и аварийном жилье.
Разнообразные формы кредитования в сочетании с различными формами государственной поддержки (дотирование процентных ставок, субсидии на погашение части стоимости приобретаемого жилья) оказывают наибольшее влияние на сохранение платежного спроса населения на жилищном рынке и позволяют смягчить жилищную проблему в области.
Индекс доступности приобретения жилья с помощью ипотечного кредита или займа (отношение среднедушевого дохода среднестатистической семьи к минимальному совокупному доходу семьи, необходимому для приобретения жилого помещения, соответствующего стандартам обеспечения жилыми помещениями) в области составил 0,713 на начало 2009 года. Доля семей, имеющих возможность приобрести квартиру с помощью ипотечного кредита, по области не превышает 19,1% (расчет сделан согласно Методике Министерства регионального развития Российской Федерации по оценке эффективности реализации ФЦП "Жилище").
В целях обеспечения реализации экономической и социальной функций жилищной ипотеки основной упор должен быть сделан на:
привлечение бизнес-структур к реализации мероприятий по развитию ипотечного кредитования;
развитие унифицированной системы рефинансирования ипотечных кредитов и займов, позволяющей значительно снизить для заемщика процентную ставку;
государственную финансовую поддержку, адресованную различным целевым группам населения (социальная ипотека).