Здоровье работающего населения непосредственно связано с условиями труда, а также с эффективностью функционирования социально-трудовых отношений и социальных институтов. Бессмысленно принимать меры по стимулированию рождаемости, увеличивать ассигнования на здравоохранение населения без исправления ситуации с потерей здоровья и жизни населения на рабочих местах. Более того, до тех пор, пока ситуация в этой области не изменится, нельзя говорить всерьез не только о решении наших демографических и гуманитарных проблем, но и о дальнейших возможностях экономического роста и увеличения ВВП.
Резерв восполнения трудовых ресурсов в силу неблагоприятной демографической ситуации практически исчерпан, выбытие граждан трудоспособного возраста уже сейчас приводит к дефициту рабочей силы по многим ключевым для экономики специальностям. Миграционный прирост не может обеспечить восполнение этого дефицита как по количественным, так и по качественным характеристикам.
Поэтому в разрезе сложившейся демографической ситуации обеспечение здоровых и безопасных условий труда на производстве следует рассматривать как форму сохранения трудового потенциала и репродуктивного здоровья работающего населения области.
Решение отмеченных проблем можно обеспечить за счет проведения активной государственной политики в сфере социально-трудовых отношений, предусматривающей, в том числе, и создание системы обеспечения здоровых и безопасных условий труда работающего населения.
Цель долгосрочной областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Воронежской области на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа) - на основе согласованных действий социальных партнеров (исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов государственного надзора и контроля, объединений работодателей и профессиональных союзов) по реализации государственной политики в сфере охраны труда обеспечить защиту конституционных прав работников на здоровые и безопасные условия труда.
Основными задачами Программы являются:
1) правовое обеспечение охраны труда, совершенствование региональной системы управления охраной труда;
2) улучшение условий труда на рабочих местах, активизация аттестации рабочих мест, повышение качества оценки существующих профессиональных рисков, пропаганда культуры безопасного труда;
3) содействие лечебно-профилактическому обеспечению охраны труда, развитию системы реабилитации пострадавших на производстве;
4) совершенствование системы обучения, профессиональной подготовки по охране труда, обучение персонала приемам и навыкам оказания первой помощи при травмах и неотложных состояниях.
Долгосрочная областная целевая программа улучшения условий и охраны труда должна занять особое место в стратегии социально-экономического развития области, поскольку является:
- системным элементом демографической политики, так как направлена на достижение стратегической цели государства, а именно, на сохранение народонаселения и здоровья самой активной, репродуктивной части общества;
- необходимым условием роста экономики области, формирования качественно новых условий труда с более высокими требованиями к культуре труда.