Действующий

О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"


 4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

Решению поставленных задач могут помешать риски, сложившиеся в обществе под воздействием социально-экономических проблем. К ним можно отнести неустойчивость темпов экономического роста, отмеченный износ основных фондов (48%), неудовлетворительное состояние и опасные тенденции развития "человеческой составляющей" в системе производительных сил.

Наличие рисков, обусловленных нестабильностью позитивных перемен в социально-экономической сфере, кризисными явлениями в экономике, не может не учитываться при разработке Программы.

Без использования программно-целевого метода высока вероятность несоответствия заявленной цели и задач по улучшению условий и охраны труда работников результатам, достигаемым в процессе их реализации. При отсутствии Программы, которая является важнейшим инструментом реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда и позволяет координировать и планомерно проводить работу в сфере обеспечения здоровых и безопасных условий труда работающих, достижение запланированных показателей, а следовательно, устранение существующих проблем в области охраны труда и решение стоящих задач по улучшению условий и охраны труда работников организаций области в установленные сроки, значительно осложняется. При этом возможны следующие непрограммные варианты решения проблем охраны труда, сопряженные с определенными рисками:

а) последовательное, невзаимосвязанное решение проблем охраны труда (возможно сохранение намеченных позитивных тенденций, но по отдельным позициям не даст положительного эффекта и может привести к ухудшению положения в этой сфере вследствие тесной взаимосвязи проводимых мероприятий по охране труда, требующих комплексного, полномасштабного решения);

б) полное государственное бюджетное обеспечение (нецелесообразно в силу значительных финансовых затрат, ограниченных возможностей экономики области и риска неправильного определения потребностей в финансовых средствах).

При использовании программно-целевого метода возможны риски, связанные:

а) с недостатками в управлении Программой (недостаточная координация действий субъектов управления, снижение эффективности использования средств);

б) с изменениями законодательства Российской Федерации, принципов регулирования межбюджетных отношений в части финансирования Программы.

Внедрение в систему программных действий должных мер контроля, анализа и оценки минимизирует риски неэффективного расходования финансовых ресурсов и недостижения намеченных целевых показателей. В совокупности это свидетельствует об очевидных преимуществах программно-целевого метода по сравнению с остальными, что подтверждается практикой реализации предыдущих областных целевых программ улучшения условий и охраны труда и обобщением опыта реализации аналогичных программ субъектов Российской Федерации.

Следует рассмотреть два возможных варианта реализации Программы:

- решение обеспечивается посредством мероприятий, реализуемых органами государственной власти Воронежской области и финансируемых за счет средств бюджета Воронежской области, федерального бюджета, бюджета ВРО ФСС РФ и средств организаций - участников и исполнителей программных мероприятий (вариант 1);

- решение обеспечивается посредством мероприятий, реализуемых с уменьшенным объемом финансирования (от 40 до 50% заявленного объема) (вариант 2).

Первый вариант предусматривает выполнение всех программных мероприятий и финансирование Программы в полном объеме, что позволит достичь запланированных целевых индикаторов и показателей реализации Программы к концу 2015 года. Основные целевые индикаторы и показатели реализации Программы при первом варианте финансирования приведены в таблице 2.

Второй вариант предусматривает реализацию Программы с уменьшенным объемом финансов (от 40 до 50% заявленного объема). Сокращение финансирования Программы приведет к реализации части мероприятий Программы не в полном объеме. В результате, при сохранении намеченной тенденции, в период реализации Программы не будет обеспечено достижение целевых индикаторов и показателей по планируемому численному значению.

Анализ вариантов решения проблемы показывает, что наиболее предпочтительным по соотношению затрат и устойчивости к возможным рискам является вариант решения проблемы, предусматривающий финансирование Программы в полном объеме, включая средства областного бюджета.