Действующий

О РАЗРАБОТКЕ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"


2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

Решение проблемы противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту требует планомерных, целенаправленных, скоординированных и долгосрочных усилий государственных структур для создания комплексной системы мер снижения роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, совершенствования межведомственного взаимодействия в области профилактики.

Выполнение мероприятий Программы требует серьезных финансовых затрат и в то же время экономичного и эффективного их использования для достижения конечных результатов, что возможно только при полном взаимодействии всех исполнителей Программы.

При решении проблемы противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту проблемно-целевым методом необходимо учитывать, что сложившееся положение явилось следствием:

- недооценки тяжести последствий употребления молодежью наркотических средств и психотропных веществ;

- недостатков во взаимодействии правоохранительных органов, сотрудников органов здравоохранения, педагогических коллективов и органов социальной сферы;

- несовершенной системы мер по профилактике и снижению роста злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту;

- недостаточных объемов оказания стационарной наркологической помощи населению, оказанию такой помощи только по неотложным показаниям и неоказанию плановой наркологической помощи женщинам и детям в силу отсутствия современной материально-технической базы;

- отсутствия совершенной системы реабилитационной работы и социальной адаптации больных наркоманией;

- углубляющегося правового нигилизма населения, внедрения в массовое сознание стереотипов противоправного поведения, неверия в способность правоохранительных органов защитить интересы личности, общества и государства, оградить от вовлечения в наркозависимость;

- либеральной позиции государства в области незаконного оборота наркотиков.

В то же время в Воронежской области имеется потенциал для реализации мер целевого воздействия на наркопреступность, контроля за легальным оборотом наркотиков и оказания больным наркоманией высокоспециализированной медицинской помощи. Правоохранительные органы приобрели опыт борьбы с наркопреступностью в новых социально-экономических условиях. Управлением Федеральной службы наркоконтроля по Воронежской в 2007 - 2009 годах приобретен автотранспорт, лабораторное оборудование для экспертной службы и межрайонных отделов, оборудование специального назначения, компьютерная техника на сумму 8 млн. 650 тысяч рублей.

В 2009 году УФСКН России по Воронежской области всего зарегистрировано 884 преступления (+ 4,5% к аналогичному периоду прошлого года (далее - АППГ), выявлено и пресечено 612 тяжких и особо тяжких преступлений (+ 8,51 к АППГ), связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Активная деятельность УФСКН по выявлению и изъятию из незаконного оборота значительного количества наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ способствует сокращению объемов их реализации и потребления, существенно ограничивает их доступность.

Всего в 2007 - 2009 годах из незаконного оборота изъято 884 кг наркотических средств, в том числе 3,8 кг героина, что составляет 12,0 - 15,0% объема незаконного наркооборота.

ОЦП "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2006 - 2010 годы" содействовала оптимизации затрат на проведение оперативно-розыскных мероприятий по выявлению лиц, причастных к наркобизнесу, документирование их противоправной деятельности и привлечению к уголовной ответственности.

Ведущими специалистами ГУЗ "Воронежский областной наркологический диспансер" постоянно внедряются новые методики лечения и реабилитации больных наркоманиями, дающие положительные результаты.

Взаимодействие специалистов и подразделений наркологической службы с общественными и некоммерческими организациями "Матери против наркотиков", "Анонимные наркоманы", АНО "Центр АНТИ/СПИД", волонтерскими организациями обеспечило повышение эффективности работы по профилактике наркомании и социальной реабилитации лиц, употребляющих наркотики, в состоянии ремиссии более 1 года находятся 9% больных наркоманией и потребителей наркотиков с вредными для здоровья последствиями (на начало реализации программы - 2006 год этот показатель составлял 7,2%) и снижение коэффициента латентности наркопотребления с 8,0 в 2006 году до 6,2 в 2010 году.

Латентность наркомании в период действия программы снижена на 9,0 - 10,0%.

Совместно с работниками департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области проводится значительная работа по пропаганде здорового образа жизни и профилактике наркозависимости, ежегодно до 50 - 70% учащихся участвуют в пропагандистских массовых антинаркотических мероприятиях и психологических тренингах. Это позволило в период действия программы на 50% снизить заболеваемость детской наркоманией.

Координация профилактической антинаркотической деятельности всех заинтересованных структур дала положительные результаты, особенно в детско-молодежной возрастной группе. Ежегодно происходит снижение выявления детей и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, допускающих незаконное употребление наркотиков, на 5,0 - 7,0%.

Таким образом, использование программно-целевого метода в решении проблемы комплексного противодействия злоупотреблению наркотиками позволяет обеспечить координацию усилий заинтересованных государственных структур и минимизировать потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах для достижения поставленной цели. Это будет обеспечено функциональным закреплением за участвующими в исполнении Программы органами государственной власти конкретных направлений деятельности по профилактике и противодействию незаконного употребления наркотиков, диагностике и реабилитации, в том числе и социальной реабилитации больных наркоманией.

Сотрудничество по профилактике и реабилитации с общественными организациями ("Матери против наркотиков", "Анонимные наркоманы", АНО "Центр АНТИ/СПИД", волонтерскими организациями) будет продолжено, что позволит увеличить результативность программных мероприятий.

Департамент здравоохранения Воронежской области, реализуя предлагаемое мероприятие, во взаимодействии с государственными и муниципальными органами власти обеспечит:

- потребности учреждений здравоохранения, просвещения и правоохранительных структур в доказательной диагностике незаконного употребления наркотиков, что позволит повысить выявляемость наркопотребителей и, соответственно, снизить латентность наркопотребления;

- мониторирование в режиме текущего времени наркоситуации в области;

- профилактику наркомании среди населения и социально незащищенных групп, практикующих незаконное употребление наркотиков и других психоактивных веществ;

- завершение реконструкции реабилитационного отделения областного наркологического диспансера мощностью 25 коек, что позволит обеспечить текущие потребности в реабилитации больных наркоманией и обеспечить выполнение поручений Правительства Российской Федерации, предусмотренных протоколом заседания Совета Безопасности Российской Федерации от 08.09.2009 в части развития и совершенствования материально-технической базы.

Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Воронежской области, реализуя предлагаемые мероприятия, во взаимодействии с департаментом здравоохранения Воронежской области, департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области, управлением физической культуры и спорта Воронежской области и другими органами государственной и муниципальной власти обеспечит:

- противодействие незаконному обороту наркотиков путем уменьшения площадей природно-сырьевой базы, используемой для незаконного производства наркотиков, содействия контролю за незаконным распространением наркотиков;