Действующий

О РАЗРАБОТКЕ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"


3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

Факторами, способствующими сохранению высокого уровня злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту, являются:

- расположение области в центре Европейской части России и протяженность ее границ. Она граничит с Белгородской, Курской, Липецкой, Тамбовской, Саратовской, Волгоградской и Ростовской областями, а также с Луганской областью Республики Украина (протяженность российско-украинской границы составляет 97 км);

- незаконная миграция, которая остается важным элементом, оказывающим негативное влияние на социально-политическую, экономическую и криминальную обстановку в регионе. Мигранты, объединившись в этнические и интернациональные организованные группы, как правило, занимают доминирующее положение в сфере наркобизнеса, контрабанды товаров, организации каналов транснациональной незаконной миграции и совершают иные преступления общеуголовной направленности. Общее количество нелегальных мигрантов на территории области превышает 25000 человек, включая 200 - 250 мигрантов из стран дальнего зарубежья. Необходимо отметить, что их реальная численность существенно превышает приведенные официальные цифры;

- природно-климатические условия, позволяющие выращивать некоторые виды наркокультур (мак, конопля). Поэтому наибольшее распространение в Воронежской области получили наркотики опийной и каннабиноидной групп.

Ежегодно в местах, где ранее осуществлялись промышленные посевы мака (Эртильский и Панинский районы), стихийно произрастает масличный мак. В Аннинском, Таловском, Россошанском, Павловском и других районах области имеются крупные очаги произрастания дикорастущей конопли. Доступность сырья, простота изготовления из него наркотического продукта, стабильный спрос со стороны организованных преступных группировок в условиях высокого уровня безработицы населения, отсутствие постоянного заработка и социальной поддержки ориентируют часть сельского населения на заготовку наркосырья, производство наркотических веществ и свободную продажу его по области. Показатель болезненности наркоманией в Воронежской области составляет 222,8 на 100 тыс. населения (ЦФО - 171,3 на 100 тыс. населения). Высокая болезненность наркоманией регистрируется среди жителей Бутурлиновского района - 254,4 на 100 тыс. человек (далее - на 100 тыс. человек), Борисоглебского района - 159,3 человека, Лискинского района - 129,6, Острогожского района - 185,1, Россошанского района - 267,0, Новохоперского района - 132,2, городского округа г. Воронеж - 385,4.

Среди больных наркоманией по-прежнему преобладают больные с опийной зависимостью - 92,2%.

В последнее время в г. Воронеже получают распространение наркотики синтетического происхождения и героин. В сравнении с 2007 годом при химико-токсикологическом исследовании задержанных лиц они обнаруживаются в 4 - 5 раз чаще. Их незаконный оборот, как правило, осуществляется на территории увеселительных заведений, а основными потребителями являются представители молодежной среды.

По распространенности потребления наркотиков наша область находится на 28-м месте в Российской Федерации (2005 год - 22-е место). По экспертным оценкам около 60 - 62 тысяч человек (2,7% жителей области) употребляют эпизодически или постоянно наркотики.

Употребление жителями области наркотических и других психоактивных веществ ухудшает демографические показатели.

Выявление больных наркоманией происходит за счет лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, проходящих призывные комиссии, состоящих на профилактическом учете в ЛПУ в связи с употреблением наркотических веществ, добровольной явки на лечение и при освидетельствовании на состояние наркотического опьянения.

Текущий анализ выполнения программных мероприятий по ОЦП "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2006 - 2010 годы" за период 2007 - 2009 годов показал, что фактическое финансирование программных мероприятий составило 33,55 млн. рублей (99,2% запланированных средств).

Освоение выделенных средств позволило укрепить материально-техническую базу правоохранительных органов, продолжить создание реабилитационного центра для больных наркоманией на 25 мест, провести ряд профилактических и социальных мероприятий, направленных на оценку наркоситуации и обследование широких слоев населения области на употребление наркотических средств.

Отсутствие программного подхода к профилактике и борьбе со злоупотреблением наркотиков не позволит обеспечить комплексного подхода и стимулирования деятельности всех заинтересованных ведомств в данном направлении.

Отказ от использования программно-целевого метода при решении вопросов профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, антинаркотической пропаганды среди различных категорий населения, создание основ эффективного взаимодействия и пополнения практическим содержанием системы профилактики наркомании повлечет разрозненность усилий органов исполнительной власти Воронежской области:

- в определении масштабов незаконного наркопотребления при проведении мониторингов наркоситуации;

- в текущем определении эффективных направлений противодействия наркоугрозе и оперативной коррекции деятельности заинтересованных государственных и муниципальных органов власти.

Кроме того, недостатками и издержками подхода без использования программно-целевого метода являются:

- сложность определения приоритетных направлений, рациональной последовательности необходимых работ и обоснованного распределения ресурсов в процессе решения проблем профилактики и борьбы с наркоманией;

- отсутствие эффективных механизмов контроля полноты и качества выполнения комплекса необходимых мероприятий и оперативного управления ходом их реализации, обеспечивающих решение проблемы;

- невозможность осуществления программно-целевого принципа планирования, предназначенного для реализации полного управленческого цикла;

- невозможность сведения целей антинаркотической политики к текущим результатам работы профильных ведомств;

- возможность постановки потенциально неисполнимых целей и задач, что может привести к недоучету негативных явлений и фальсификации результатов для характеристики итогов работы.

Таким образом, в случае отказа от программно-целевого метода решения проблемы следует прогнозировать при достаточно высоких финансовых затратах невозможность создания механизма эффективного взаимодействия между различными органами исполнительной власти в сфере профилактики наркомании. В результате не удастся создать необходимый комплекс мер, направленных на снижение вредных последствий злоупотребления наркотическими средствами и психотропными средствами, а также на предупреждение вовлечения несовершеннолетних и молодежи в процесс употребления наркотиков.

Организация профилактики, предупреждения, диагностики, лечения и реабилитации наркомании и незаконного наркопотребления - задача надведомственная, требующая формулирования собственных целей и последующего привлечения соответствующих исполнителей для решения определенных задач.

Разработка и реализация мероприятий требуют оценки и ранжирования как существующих, так и будущих рисков социально значимых наркологических заболеваний, сравнительного анализа бюджетной, социальной и экономической эффективности планируемых мероприятий и четкого определения промежуточных и конечных целей, что возможно только в рамках долгосрочной областной целевой программы как инструмента управления оценки антинаркотической политики. Поэтому внепрограммные варианты приведут к неоправданному увеличению объема финансирования или недофинансирования и могут поставить под сомнение само решение проблемы снижения масштабов незаконного употребления наркотиков на территории Воронежской области.