Действующий

О РАЗРАБОТКЕ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"


 4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

Возможно два варианта решения проблемы:

1. Создание долгосрочной областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011 - 2015 годы", которая станет естественным продолжением ранее действовавшей программы.

2. Спонтанное противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту без консолидации сил и средств деятельности органов исполнительной государственной власти, общественных организаций.

Основным преимуществом первого варианта, т.е. с использованием программно-целевого механизма планирования и распределения финансирования мероприятий, является консолидация финансовых ресурсов на определенных приоритетных направлениях и, как следствие, более рациональное использование бюджетных средств, а значит, возможность достижения поставленных целей.

Использование программно-целевого метода обеспечивает возможность последовательно осуществлять меры по комплексному постоянному мониторированию уровня наркотизации населения, пропорциональному повышению эффективности системы профилактики наркомании, активизации противодействия немедицинскому употреблению наркотиков, ускоренному укреплению материально-технического обеспечения учреждений системы противодействия, профилактики, лечения и реабилитации в соответствии с задачами, утвержденными протоколом заседания Совета Безопасности Российской Федерации от 08.09.2009, утвержденного Президентом Российской Федерации 17.09.2009 N Пр-2467.

Одним из необходимых условий для эффективности реализации мероприятий в рамках программно-целевого подхода является достаточное финансирование выполнения программных мероприятий.

Программно-целевой метод решения проблемы может развиваться по двум направлениям в зависимости от развития экономической и финансовой ситуации:

1. Реализация Программы в предложенных объемах финансирования, что позволит достичь запланированных целевых показателей в течение срока реализации.

При этом варианте решение целей и задачи Программы, достижение целевых индикаторов будет достигнуто.

При использовании данного варианта могут возникнуть риски, связанные с недостатками в управлении Программой, с неверно выбранными приоритетами. Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода реализации Программы может повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий и объема их финансирования, что приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации.

Нейтрализовать данные риски предполагается путем:

- избрания приоритетов, обозначенных в проекте федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011 - 2015 годы" и концепции государственной антинаркотической политики;

- планирования объемов финансирования программных мероприятий в тесной привязке к реальной ситуации на стадии разработки Программы;

- контроля над ходом реализации Программы ее государственным заказчиком-координатором.

2. Принятие Программы в уменьшенном объеме финансирования.

Сокращение финансирования Программы из бюджета Воронежской области приведет к невозможности реализации части программных мероприятий.

К рискам, указанным в первом варианте, добавятся следующие: уменьшенный объем финансирования будет направлен лишь на реализацию наиболее приоритетных отраслевых мероприятий, что не позволит получить устойчивый и положительный эффект, на который рассчитана Программа. При этом реализация каждого отдельно взятого направления окажется значительно более затратной по сравнению с комплексным решением проблемы.

Таким образом, недофинансирование Программы может привести к увеличению числа потенциальных потребителей наркотических средств и психотропных веществ, снижению возраста начала употребления наркотиков и, в конечном итоге, снизит эффективность предпринятых ранее действий.

При выборе второго варианта, т.е. варианта спонтанного противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, решение проблемы сомнительно. Масштабные задачи предполагают большие финансовые вливания, разностороннюю направленность деятельности органов исполнительной государственной власти по достижению единой цели. Ни один руководитель не сможет самостоятельно и в полном объеме решить эти проблемы. Решение проблемы непрограммными средствами может привести к утрате межведомственного взаимодействия органов государственной власти в сложившейся в настоящее время системе профилактики наркомании и предупреждения преступности, к более затратной реализации, по сравнению с комплексным решением проблемы, мероприятий по профилактике распространения незаконного потребления и незаконного оборота наркотиков, лечению и реабилитации больных наркоманией, пресечению незаконного оборота наркотиков. Данный вариант решения проблемы обеспечит лишь отраслевой принцип планирования, когда в долгосрочной перспективе не заданы конечные результаты деятельности ведомств, а предметом планирования являются лишь тактические вопросы.

В качестве базового предлагается первый вариант, позволяющий решить цели и задачи Программы, минимизирующий риски и исключающий их системный характер.