Действующий

О РАЗРАБОТКЕ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РЕФОРМИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"


 1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей долгосрочной областной целевой программы приоритетным задачам социально-экономического развития Воронежской области


Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Воронежской области.

Настоящая Концепция долгосрочной областной целевой программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Воронежской области на 2011 - 2015 годы" (далее - Концепция) разработана по результатам аналитического исследования практики реформирования жилищно-коммунального комплекса Воронежской области, сопоставления этой практики с декларируемыми целями и задачами реформирования на уровне Российской Федерации, сравнительного анализа хода реформ в различных муниципальных образованиях Воронежской области, выявления причин успехов и неудач, разработки на основе полученных аналитических выводов предложений по повышению эффективности проводимых реформ на региональном и муниципальном уровнях.

Реализация Концепции включает комплекс мероприятий, обеспечивающих комфортные и безопасные условия проживания людей, повышающих надежность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, направленных на ликвидацию дотационности жилищно-коммунального комплекса и способствующих режиму его достаточного финансирования.

Концепция предусматривает разработку и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий, максимального использования ими всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.

В результате решения этих задач повысится качество жилищно-коммунального обслуживания населения, эффективность и надежность работы систем энерго-, водоснабжения и канализации.

Для достижения намеченной цели необходимо поставить систему экономических и технологических мероприятий на прочную базу в виде новейших энергосберегающих технологий и соответствующей техники.

Одним из важнейших элементов оценки эффективности работы любой технической системы является учет потребляемых ресурсов. Это особенно важно для такой сложной и ответственной отрасли, как ЖКХ. Постоянно действующей комплексной системы контроля и анализа эффективности эксплуатации оборудования на объектах ЖКХ и социальной сферы в Воронежской области до настоящего времени не создано. Это сдерживает внедрение новейших научно-технических разработок в области энергосбережения.

Сегодня имеется необходимость в создании стационарной системы мониторинга энергосбережения в ЖКХ при эксплуатации действующего и устанавливаемого нового оборудования, позволяющей получать оперативную информацию по оценке эффективности внедряемых энергосберегающих мероприятий. Эта система должна включать научное, приборное, программное, методическое и кадровое сопровождение.

Кроме этого, в сложившейся ситуации износ оборудования составляет более 60%, количество аварий возросло за 10 лет более чем в 10 раз, потери тепловой энергии составляют до 20%, а срок службы теплотрасс по этой причине в 5 - 6 раз ниже нормативной, тепловая изоляция на трубопроводах нарушена или полностью отсутствует. В ряде районов области: Грибановском, Верхнехавском, Панинском, Терновском, Таловском и в некоторых других при подземной прокладке в непроходных каналах тепловые сети постоянно залиты грунтовыми водами. Тепловая изоляция не отвечает современным требованиям, имеет высокий коэффициент теплопроводности. Потери тепла в таких сложных условиях эксплуатации составляют от 20 до 35%. Для решения этой проблемы необходимо выполнить реконструкцию тепловых сетей с надземной прокладкой и применением качественной тепловой изоляции. Общая протяженность ветхих муниципальных коммунальных тепловых сетей составляет в 2-трубном исчислении 700 км. В среднем ежегодно необходимо производить замену в количестве 140 км муниципальных тепловых сетей.

Другой проблемой является отсутствие достоверных данных о полученных энергоресурсах и их качестве. Для снижения утечек и перехода на оплату за фактически потребленные энергоресурсы необходима установка приборов учета тепла на объектах социальной сферы.

В целях снижения затрат на производство энергоресурсов и увеличение продолжительности эксплуатации оборудования необходимо внедрение энергосберегающего оборудования на объектах ЖКХ, в частности асинхронных частотно-регулируемых электроприводов.

Выполнение поставленных задач обеспечит надежное и бесперебойное снабжение потребителей тепловой энергией.

Жилищный фонд, находящийся на территории Воронежской области, составляет около 30% всего недвижимого имущества, находящегося на территории Воронежской области, и насчитывает 58152,5 млн. кв. м общей площади.

В собственности граждан находится 90,6% жилищного фонда.

Государственный и муниципальный жилищный фонд составляет 9,3%. Обеспеченность жильем граждан на кв. м общей площади жилья в сельских поселениях выше, чем в городских (27,6 кв. м на человека в сельских поселениях, 22,6 кв. м - в городских поселениях).

В составе жилищного фонда, находящегося на территории Воронежской области, значительную долю занимают дома, построенные индустриальным способом в 1960 - 1970 годы, степень износа их достаточно высока:

- степень износа от 0% до 30% - 38% от общей площади жилых зданий;

- степень износа от 31% до 65% - 60% от общей площади жилых зданий;

- свыше 65% - 2% от общей площади жилых зданий.

Многолетнее недофинансирование мероприятий по ремонту жилья на территории Воронежской области привело к его повышенному износу, ресурсной неэффективности и высокой аварийности.

В области на начало 2009 года общая площадь аварийного и ветхого жилищного фонда составляет 629,4 тыс. кв. м общей площади жилья, в котором проживает 26,5 тыс. человек, из них ветхого - 482,1 тыс. кв. м, аварийного - 147,3 тыс. кв. м, в котором проживает 8,6 тыс. человек. Причем в аварийном и ветхом жилищном фонде в основном проживают малоимущие граждане с доходами ниже прожиточного минимума. Доля ветхого и аварийного жилищного фонда Воронежской области на начало 2009 года составляла 1,1%. Наибольшую долю ветхого и аварийного жилищного фонда составляют малоэтажное (до трех этажей) жилье, расположенное на территории городского округа город Воронеж. В меньшей степени к ветхому и аварийному жилью относятся многоэтажные жилые дома.

Ветхий и аварийный жилищный фонд угрожает жизни и здоровью граждан, ухудшает внешний облик населенных пунктов, сдерживает развитие инженерной инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность муниципальных образований Воронежской области.

Большинство граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах, не в состоянии самостоятельно приобрести жилье удовлетворительного качества. Кроме того, органы местного самоуправления не в состоянии самостоятельно без государственной поддержки решить эту проблему.

Основной целью решения данного вопроса является обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащих сносу.

Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:

- переселение граждан в жилищный фонд, соответствующий установленным санитарным и техническим требованиям;

- оптимизация развития территорий, занятых жилищным фондом, признанным в установленном порядке аварийным.

Принятие мероприятий по содействию переселения граждан из аварийного жилищного фонда является комплексной программой реализации конституционных прав граждан на жилище.