При решении проблемы обеспечения сохранности лесов Воронежской области и ликвидации последствий лесных пожаров 2010 года возможны два варианта финансирования:
Вариант 1. Решение обеспечивается посредством выполнения плановых мероприятий, организуемых органом государственной власти субъекта Российской Федерации (управление лесного хозяйства Воронежской области), финансируемых за счет субвенций федерального бюджета и целевых средств федерального и областного бюджетов.
Вариант 2. Решение обеспечивается посредством выполнения мероприятий, реализуемых из расчета определенного ежегодного лимита бюджетных средств федеральных субвенций и средств областного бюджета, в которых не предусмотрено выделение средств на закупку техники, доукомплектование необходимой численностью работников, проведение внеплановых мероприятий по ликвидации последствий лесных пожаров 2010 года, внеплановой локализации и ликвидации очагов вредителей и болезней.
Первый вариант предусматривает выполнение всех программных мероприятий по ликвидации последствий лесных пожаров 2010 года и финансирование программы в полном объеме, что позволит достичь запланированных целевых индикаторов и показателей реализации программы к концу 2016 года. Основные целевые индикаторы и показатели реализации программы при первом варианте финансирования приведены в таблице 2.
Второй вариант организации охраны и защиты лесов Воронежской области в рамках имеющегося объема финансирования не предусматривает реализацию мероприятий по развитию лесопожарной службы области, формированию необходимой численности лесной охраны, ликвидации последствий лесных пожаров 2010 года.
При отсутствии целевого финансирования на содержание лесопожарных центров с укомплектованным штатом сотрудников невозможно обеспечить сохранность лесов в условиях чрезвычайной пожарной опасности. Отсутствие эффективной охраны лесов от пожаров сводит к нулю работы по защите и воспроизводству лесов, уходу за лесом.
При ухудшении погодных условий, связанных с возникновением длительных засух, вероятность повторения ситуации с лесными пожарами 2010 года неизбежна. Продолжится износ пожарной техники и возрастающая нагрузка на ограниченное число имеющихся работников, которые в определенный момент не смогут выполнить поставленные задачи. При этом затраты на ликвидацию последствий лесных пожаров, а также ущерб от гибели леса будут как минимум на два порядка выше, чем на выполнение всего комплекса предупредительных мероприятий.
При использовании второго варианта финансирования невозможно достижение основных плановых показателей эффективности деятельности управления лесного хозяйства Воронежской области, таких, как: оперативность реагирования на лесные пожары (отношение числа пожаров, ликвидированных в первые двое суток, к количеству возникших пожаров); соотношение площади искусственного лесовосстановления и площади сплошных рубок лесных насаждений на землях лесного фонда; отношение площади земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от вредителей и болезней, к средней величине, установленной Лесным планом Воронежской области (493,0 га).
Анализ вариантов решения проблемы показывает, что наиболее предпочтительным по соотношению затрат и устойчивости к возможным рискам является вариант решения проблемы, предусматривающий целевое финансирование из средств областного и федерального бюджетов.
Таким образом, безальтернативным решением проблемы сохранности лесов является первый вариант реализации предложенной программы.