Анализ и возможности селективного сбора вторичного сырья непосредственно в местах образования ведется по двум направлениям:
- установкой в городе секционных контейнеров и автоматов для сбора макулатуры, стеклотары, ПЭТФ-тары и алюминиевых банок;
- применение стационарных и передвижных приемных пунктов;
В Москве, Санкт-Петербурге устанавливаются современные автоматизированные аппараты типа "Фандомат М" (Германия) для приема использованных алюминиевых банок и ПЭТФ-тары емкостью до 3 литров с системой выдачи денег. Стоимость одного аппарата - более 5000 евро. Емкость мешка для сбора вторсырья одного аппарата - 500 единиц (алюминиевых банок и ПЭТФ-бутылок или 20 кг). Планируемый сбор вторсырья с помощью одного аппарата - 50 кг в день.
Установленные в Москве и некоторых других городах России автоматизированные приемные комплексы выдают 40 коп. за алюминиевую банку и 10 коп. за ПЭТФ-бутылку.
Автоматизированные приемные комплексы, так же как и контейнеры для селективного сбора устанавливаются в местах с высоким уровнем проходимости: на людных улицах и перекрестках, около остановок общественного транспорта, рядом с магазинами и палатками. Из-за высокой стоимости автоматов, сложности в эксплуатации, низкой наполняемости (50 - 60 процентов в сутки), это направление селективного сбора оказалось очень затратным и не рентабельным.
Система раздельного сбора вторичного сырья от населения включает установку контейнеров для сбора утильных фракций. Контейнеры для селективного сбора утильных фракций ТКО имеют различные формы и объемы, изготавливаются из пластика или металла. Наиболее практичные и долговечные контейнеры из оцинкованного металла, с отверстиями для сбора стеклобоя, полимерных материалов, макулатуры. Данные контейнеры устанавливаются как в жилом секторе, так и в общественных местах. Исследования, которые проводила Академия в различных городах Российской Федерации по селективному сбору с помощью специализированных контейнеров в жилом секторе не дали положительных результатов. Например, в городе Москве в соответствии с Распоряжением Первого заместителя Премьера правительства Москвы N 457-РЗП "Об организации и проведении эксперимента по раздельному сбору отходов и вторичного сырья на территории Управы района "Гагаринский" в ЮЗАО, были установлены контейнеры фирмы "Шеффер" для сбора в жилом фонде макулатуры и полимерных материалов. Экспериментом, проведенным Академией коммунального хозяйства было охвачено общей сложностью 62400 человек, установлено 208 контейнеров для селективного сбора емкостью 1,1 м3 (европейский опыт - 1 контейнер 250 - 300 жителей).
(в ред. решения Тульской городской Думы от 15.07.2015 N 14/398)
Результаты эксперимента показали:
- забалластированность материала во всех контейнерах 10 - 15 процентов;
- уровень сбора макулатуры составил 0,68 кг/мес. на 1 жителя или 14,1 процента от содержания макулатуры в ТКО жилого сектора на человека;
(в ред. решения Тульской городской Думы от 15.07.2015 N 14/398)
- уровень сбора полимерных материалов - 0,05 кг/мес., на 1 жителя или 1,16 процента от содержания полимерных материалов в ТКО жилого фонда на человека.
(в ред. решения Тульской городской Думы от 15.07.2015 N 14/398)
Для установки специализированных контейнеров, требуется дополнительные площади к существующим контейнерным площадкам для сбора смешанных отходов. Для установки двух контейнеров требуется площадь - 19,4 м2, трех - 24 м2, четырех - 28 м2.
На основании опыта внедрения секционных контейнеров в жилом фонде и отсутствие свободных площадей их установки можно сделать вывод, что на первом этапе для г. Тулы необходимо провести эксперимент по внедрению селективного сбора, с целью оценки эффективности внедрения сбора вторичного сырья из ТКО в жилом фонде.
(в ред. решения Тульской городской Думы от 15.07.2015 N 14/398)
Специализированные контейнеры целесообразно устанавливать в местах с высоким уровнем проходимости: на площадках, бульварах, проспектах, главных улицах, около крупных магазинах, клубах, кинотеатрах, театрах, спортивно-зрелищных объектах.
На магистральных и главных улицах контейнеры устанавливаются на регулируемых пешеходных переходах.