Одним из направлений анаэробного биотермической переработки отходов является получение этанола.
Биоэтанол - это жидкое спиртовое топливо (C2H5OH), который производится путем ферментации из сельскохозяйственной продукции, содержащей крахмал или сахар, например, из кукурузы, зерновых или сахарного тростника. Такой биоэтанол относится к биотопливу первого поколения. В отличие от спирта, из которого производятся алкогольные напитки, топливный этанол не содержит воды и производится укороченной дистилляцией (две ректификационные колонны вместо пяти) поэтому содержит метанол и сивушные масла, а также бензин, что делает его непригодным для питья. Он считается важной составляющей бензина и высоко ценится благодаря содержанию кислорода и высокому октановому числу (как у бензина марки Аи-108).
В России источником получения растительной биомассы для получения этанола на сегодняшний день является зерно злаковых, причем могут быть использованы низкосортные высокопродуктивные технические сорта зерна, непродовольственное фуражное зерно, а также морозобойное или поврежденное болезнями зерно. На сегодняшний день в России заявлено о строительстве нескольких заводов по производству топливного биоэтанола. Однако пока производить биоэтанол российским производителям невыгодно. Себестоимость производства литра спирта составляет 18 - 20 рублей, но он облагается акцизом на спиртосодержащую продукцию в размере 159 рублей за литр.
Кроме того, Россия обладает всеми необходимыми мощностями для производства топливного этанола по гидролизной технологии. Этанол в России выпускается по нескольким нормативно-техническим документам: ГОСТ 18300 и ТУ 242-117-00151727-98.
На базе технологий гидролиза растительной биомассы в 30 - 70 гг. прошлого столетия в СССР была создана гидролизная промышленность (более 40 гидролизных и биохимических заводов), где в качестве сырья использовались: отходы, а также некоторые виды отходы пищевой продукции.
В настоящее время в России имеются свободные мощности по производству этилового спирта в объеме 250 тыс. т/год, в том числе половина - из возобновляемых источников. На сегодняшний день Россия - единственная страна в мире, которая обладает многолетним промышленным опытом, позволяющим получать этанол по гидролизным технологиям.
В нашей стране сложилась уникальная ситуация, которая позволит достаточно быстро обеспечить топливную промышленность высокоэффективными оксигенами на базе технического этилового спирта с использованием действующих мощностей гидролизных заводов.
Нормативно-техническая документация на топливную добавку разработана и зарегистрирована в Минэкономразвития. С 01.07.2002 введен ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН-228-99), предусматривающий выпуск автомобильных бензинов, содержащих до 5 процентов спирта. Разработан и утвержден национальный стандарт ГОСТ Р 52202-2004 Топливо моторное этанольное для автомобильных двигателей с принудительным зажиганием.
В настоящее время суммарные производственные мощности по выпуску топливной добавки на основе этилового спирта составляют в России 140 тыс. т/год, что соответствует 2800 тыс. т. экологически чистого автомобильного бензина. Существующая технология, наличие квалифицированных рабочих кадров и организация производства на гидролизных заводах позволяет без значительных дополнительных затрат осуществлять выпуск топливных добавок на основе производимой ими продукции - этилового спирта.
Увеличение цены спирта и ужесточение режима его потребления (квотирование, лицензирование, спец. разрешения на поставку и т.д.) для технический целей резко снижает объемы сбыта и ведет к сворачиванию производства, что, в свою очередь, неизбежно приводит к росту себестоимости. Буквально единицы предприятий в этих условиях сохраняют рентабельное производство и держатся на плаву.
Как известно, к настоящему времени в нашей стране сложилась ситуация, приведшая к появлению невостребованных (избыточных) мощностей производства технического этилового спирта (включая гидролизный и синтетический), что может привести к негативным последствиям социального характера. Перевод большей части спиртовых производств на выпуск топливного этанола обеспечит полную загрузку производственных мощностей, что также решит социальную проблему в отрасли и на прилегающих территориях.
В Минпромэнерго РФ решили перепрофилировать заводы, производящие гидролизный этиловый спирт, в производящие добавки к моторному топливу. В этой связи Министерством был подписан Приказ 302 от 14 ноября 2005 г. Об образовании межведомственной рабочей группы по рассмотрению вопроса о перепрофилировании заводов, производящих этиловый спирт гидролизный из непищевого сырья на производство добавок к моторному топливу.
Одним из факторов, содержащих применение этанола в топливе, является его стоимость, которая по сравнению со стоимостью традиционного топлива достаточно высока (в 2 - 3 раза дороже бензина).
Мировое производство биоэтанола в 2008 г. составило около 40 млрд. литров, из которых 45 пришлось на Бразилию и 44,7 процента - на США. Этанол в Бразилии производится из сахарного тростника, а в США - из кукурузы.
Для получения этанола, используют две технологии: брожение и гидролиз.
Брожение. Известен с давних времен способ получения этанола - спиртовое брожение органических продуктов, содержащих углеводы, виноград, плоды и т.п.) под действием ферментов дрожжей и бактерий. Аналогично выглядит переработка крахмала, картофеля, риса, кукурузы и проч. Реакция эта довольно сложна, ее схему можно выразить уравнением:
C6H12O6 -> 2C2H5OH + 2CO2
В результате брожения получается раствор, содержащий не более 15 процентов этанола, так как в более концентрированных растворах дрожжи обычно гибнут. Полученный таким образом этанол нуждается в очистке и концентрировании, обычно путем дистилляции.