Учитывая особенности нашего региона, направленность и интенсивность лесопользования и ведения лесного хозяйства области должны определяться, в первую очередь, с учетом социально-экологической роли лесов, связанной с созданием благоприятных условий для жизнедеятельности человека и функционирования экосистем. Социально-экологический (санитарно-гигиенический) эффект лесов можно выразить как сумму отдельных полезностей леса:
кислородопродуктивность;
ассимиляция углекислоты;
поглощение вредных газов и осаждение твердых промышленных выбросов;
выделение биологически активных веществ (фитонцидов);
водоохранная и водорегулирующая роль;
рекреационное использование.
Леса являются основным аккумулятором органического вещества, удерживают в биосфере ряд химических элементов и воду, активно воздействуют на атмосферу и определяют уровень кислородного и углеродного баланса.
Годовой баланс газообмена одного гектара лесной экосистемы составляет 3 - 5 тонн поглощенного углекислого газа и 2 - 3 тонны выделенного кислорода.
Интенсивные рубки лесов на территории области практически по всем бассейнам рек заметно изменили их гидрологический режим.
Хотя водность существенно не изменилась (на фоне природных циклических колебаний маловодных и многоводных периодов), произошло перераспределение внутригодового стока: увеличился паводковый сток и снизился меженный как в зимний, так и в летний периоды. Это объясняется сменой хвойных пород на лиственные на значительных площадях (до 30 процентов) в результате интенсивной лесоэксплуатации и недостаточного лесовосстановления коренных пород. Естественное возобновление в условиях области происходит преимущественно лиственными породами, обладающими меньшими водорегулирующими свойствами, нежели хвойные, поэтому объемы лесопользования в целях заготовки древесины на территориях, где идет формирование основных водотоков, должны устанавливаться с учетом водорегулирующей роли лесов.
На резкое изменение гидрологических показателей реки Томи и ее притоков, трудно предсказуемое по своим отрицательным и масштабным последствиям, может оказать влияние дальнейшее усыхание (деградация) горных лесов, которое уже зафиксировано на территории области на площади около 500 тыс. га.
Администрация области в предыдущие годы финансировала работы по исследованию причин усыхания горных пихтовых лесов. В настоящее время эти работы не ведутся.
В нынешних условиях необходимы системные наблюдения и исследования в зоне деградированных (усыхающих) лесов с созданием пунктов лесопатологического мониторинга с финансовым обеспечением за счет средств, направляемых ежегодно на природоохранные мероприятия Кемеровской области.
Разнообразие природных ландшафтов лесной зоны Кемеровской области: от холмистых таежных и лесостепных равнин на севере и в центре до горной тайги, альпийских форм рельефа, горных тундр и каровых ледников на юго-востоке области предопределяет роль территории в развитии туристско-рекреационной индустрии, масштабы которой из года в год растут.
В Таштагольском районе на базе горнолыжного комплекса "Шерегеш" Шорского национального парка успешно развивается спортивно-рекреационная деятельность. В настоящее время подготовлена схема дальнейшего развития горнолыжного комплекса на горе Зеленая со значительным расширением площадей под объекты горнолыжного спорта. Концепция развития комплекса "Шерегеш" утверждена на президиуме коллегии Администрации области.
В Междуреченском районе также сформирован (с дальнейшим развитием) рекреационный комплекс.
Активно идет освоение горы Саланга в Тисульском районе (вблизи р. п. Белогорск).
Объекты горнолыжного спорта созданы в Гурьевском, Крапивинском районах.
Таким образом, Кемеровская область становится не только центром горнолыжного спорта и туризма Сибири, но и одним из центров горнолыжного спорта Российской Федерации, поэтому необходимо учитывать особенности рекреационных ресурсов лесного фонда области при определении других видов лесопользования в районах, являющихся уже реальными зонами туризма и спорта, а также в потенциальных зонах; промышленные лесозаготовки нельзя совмещать с функционированием рекреационных зон.
В октябре 1999 г. в г. Белокурихе главы администраций республик Хакасия, Тыва, Алтай, Алтайского и Красноярского краев, Кемеровской области, 3 аймаков Монголии на международном форуме "Алтай - Саяны - ХХI век" подписали Алтае-Саянскую инициативу, в которой признали, что "сохранение естественных природных процессов, основанное на согласованных стратегиях, должно быть главной целью развития этих регионов", и выразили готовность разработать стратегию устойчивого развития Алтае-Саянского экологического региона.
Коллегия Администрации области своим постановлением от 30.04.2002 N 58 одобрила направления реализации проекта по сохранению биоразнообразия в Кемеровской области как части Алтае-Саянского экологического региона, поэтому при определении приоритетов и размеров лесопользования необходимо учитывать фактор стратегии устойчивого развития нашей области в системе экорегиона.
Отсутствие государственного лесного кадастра участков лесного фонда, а, следовательно, экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристик лесного фонда не позволяет произвести суммарную денежную оценку социально-экологических функций лесов. Очевидно, что они сравнимы по значению (в отдельных территориях более значимы) с величиной полезностей от использования древесных ресурсов для промышленных лесозаготовок.