ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2002 года N 92
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2002 - 2010 ГОДЫ
В целях формирования лесной политики на территории области, рационального использования лесного фонда, охраны, защиты и воспроизводства лесов:
1. Утвердить подготовленные рабочей группой во исполнение распоряжения Администрации области от 27.12.2001 N 976-р Основные направления развития лесного комплекса Кемеровской области на период 2002 - 2010 годы.
2. Управлению лесного комплекса Администрации области (К.К.Никифоров), комитету природных ресурсов Кемеровской области (В.П.Дягтерев, по согласованию):
2.1. Обеспечивать подготовку предложений:
по лесопользованию с учетом многофункциональной роли лесов, устойчивого управления лесными ресурсами и районирования территории области по лесистости;
по наделению лесосечным фондом субъектов инвестиционной деятельности, реализующих инвестиционные проекты, направленные на развитие лесозаготовок, с учетом приоритетного предоставления прав пользования участками лесного фонда через долгосрочную аренду (сроком до 49 лет).
2.2. В установленном порядке внести в 2002 году на рассмотрение Совета народных депутатов Кемеровской области проект закона Кемеровской области "О лесовосстановлении".
3. Заместителю Губернатора области Ю.В.Киму, главному финансовому управлению (А.Ю.Микельсон) предусматривать ежегодно, начиная с 2003 года, финансирование работ по воспроизводству лесов из областного бюджета в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
4. Рекомендовать Западно-Сибирскому лесоустроительному предприятию (В.Г.Креснов, по согласованию) при проведении очередных лесоустроительных работ на территории области и разработке документов лесоустройства учитывать Основные направления развития лесного комплекса Кемеровской области на период 2002 - 2010 годы.
5. Согласиться с предложением рабочей группы по снижению размера расчетной лесосеки по Кемеровской области (допустимый ежегодный размер рубок главного пользования) и рекомендовать Западно-Сибирскому лесоустроительному предприятию размеры расчетной лесосеки по лесхозам области определять с учетом многофункциональной роли лесов и их экономической доступности.
6. Предложить комитету природных ресурсов по Кемеровской области провести процедуру переутверждения расчетной лесосеки в установленном порядке.
7. Департаменту рационального природопользования и природоохранной деятельности (С.М.Малахов):
7.1. Совместно с заинтересованными организациями внести в 2002 году на рассмотрение в Совет народных депутатов Кемеровской области в установленном порядке проект закона Кемеровской области "О рекультивации нарушенных земель".
7.2. Предусматривать ежегодно в природоохранных программах, финансируемых из областного бюджета, проведение лесопатологического мониторинга в усыхающих (деградирующих) горных лесах.
8. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора А.И.Копытова.
9. Опубликовать постановление в средствах массовой информации.
10. Постановление вступает в силу с момента подписания.
И.о. Губернатора
Кемеровской области
В.МАЗИКИН
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ развития лесного комплекса Кемеровской области на период 2002 - 2010 годов
Природно-географические, социально-экономические и экологические условия Кемеровской области в значительной степени отличаются от соседних регионов.
Кузбасс является топливно-энергетическим и металлургическим центром Сибири с развитым химическим производством. Из-за высокой концентрации промышленного потенциала степень техногенного воздействия на природные экосистемы в Кемеровской области выше, чем в других смежных регионах. Экологическая обстановка в области близка к кризисной.
В Кемеровской области самая высокая в Сибири плотность населения, а если исключить территорию почти незаселенного горно-таежного окаймления (2/3 площади), то плотность населения достигает 120 чел./кв. км. Это один из самых высоких показателей в Российской Федерации.
Среди богатств, которыми наделила природа наш край, лес является одним из самых значимых, единственным возобновляемым видом природных ресурсов.
Значимость лесов предопределена понятием о лесе, основанном (и осознанном) на представлении о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.
В 50 - 80-е годы прошлого столетия лесопользование в Кемеровской области было подчинено интересам снабжения лесоматериалами промышленного производства и гражданского строительства в регионе, а также поставкам в основном деловой древесины и пиломатериалов в республики Средней Азии и Казахстан в условиях плановой экономики. Лесной фонд Кемеровской области длительное время рассматривался как источник получения древесины для нужд народного хозяйства. В этом направлении было организовано интенсивное лесопользование.
В последнее десятилетие с учетом строительства на территории области дорог высокого класса в лесах Кузбасса все большее развитие получает туризм, горнолыжный и водный спорт. В настоящее время совершенно очевидно, что индустрия спорта и рекреации в Кемеровской области стала реальностью, она динамично развивается и стала одним из важных видов лесопользования, а с учетом предполагаемого строительства дорог Турочак (Республика Алтай) - Таштагол - Таштып (Республика Хакасия) южная зона лесов Кузбасса может оказаться центром туризма юга Сибири.
В условиях экологических реальностей леса Кемеровской области обладают высокой природоохранной ценностью, не утратили средообразующие функции и реально "работают" на улучшение среды нашего обитания. Организация лесопользования на территории области должна строиться с учетом этого понимания.
В настоящее время ресурсный и экологический потенциал лесов области используется пока недостаточно эффективно и не соответствует современному уровню.
Отсутствие в области лесоперерабатывающих предприятий по глубокой химико-механической обработке древесины привело к тому, что производимая у нас лесная продукция обладает низкой конкурентной способностью, а отгружаемая на экспорт представлена практически "кругляком", т.е. необработанным лесом.
Оценка реального состояния лесного фонда и разносторонней роли лесов на территории области с учетом современных понятий о лесе на фоне неулучшающейся экологической ситуации привели к необходимости разработки Основных направлений развития лесного комплекса Кемеровской области на период 2002 - 2010 годов, разработки концепции лесной политики в нашем регионе. Губернатором области А.М.Тулеевым на этот счет подписано распоряжение от 27.12.2001 N 976-р, которым для разработки указанной концепции утверждена рабочая группа из числа ведущих специалистов лесного дела - ученых, опытных практиков. В состав группы входят:
Копытов - заместитель Губернатора области,
Александр Иванович курирующий лесной комплекс
области, доктор технических наук
Никифоров - начальник управления лесного
Ким Кириллович комплекса Администрации области,
заслуженный работник лесной
промышленности РСФСР
Нищаков - заместитель начальника главного
Анатолий Федорович управления природных ресурсов и
охраны окружающей среды
по Кемеровской области,
заслуженный лесовод
Российской Федерации
Азаров - директор Пригородного лесхоза
Александр Михайлович
Баранник - ведущий научный сотрудник
Леонид Прокофьевич Кузбасского ботанического сада,
доктор биологических наук,
заслуженный лесовод
Российской Федерации
Креснов - начальник Западно-Сибирского
Владимир Геннадьевич государственного лесоустроительного
предприятия
Куркин - директор Междуреченского лесхоза
Василий Васильевич
Лузанов - начальник Кемеровской станции защиты
Вениамин Георгиевич и агрохимии леса, кандидат
сельскохозяйственных наук,
заслуженный лесовод
Российской Федерации
Самсонов - главный лесничий государственного
Владимир Семенович федерального учреждения
"Кемеровское управление лесами
сельхозорганизаций"
Челбогашев - заместитель Главы администрации
Георгий Георгиевич муниципального образования
г. Таштагол и Таштагольский район
В условиях интенсивного использования земель лесного фонда при добыче полезных ископаемых значительные площади лесных земель Кузбасса выведены из лесного фонда и подлежат рекультивации. В этой связи Основные направления развития лесного комплекса должны определить стратегию воспроизводства лесов и рекультивации нарушенных земель с определением необходимых законодательных актов Кемеровской области.
Представляется очень важным то обстоятельство, что разработка Основных направлений развития лесного комплекса на период 2002 - 2010 годов прошла в период, предшествующий широкомасштабным работам по очередному лесоустройству лесов Кемеровской области, которые будут выполняться Западно-Сибирским государственным лесоустроительным предприятием. В этой связи региональная концепция развития лесного комплекса области будет положена в основу лесоустройства, которое конкретизирует систему мероприятий по обеспечению рационального использования лесного фонда и повышению эффективности ведения лесного хозяйства на территории Кемеровской области в последующие 10 - 15 лет.
Площадь Кемеровской области составляет 95,7 тыс. кв. км (9,572 млн. га), из них лесным фондом занято 6,319 млн. га или 66 процентов от общей площади области.
Основная масса лесов входит в состав единого государственного лесного фонда Российской Федерации и занимает площадь 6271,3 тыс. га или 99,3 процента. В ведении муниципальных образований находится 30,6 тыс. га лесов (городские леса) и на землях обороны располагаются леса Министерства обороны Российской Федерации (9,1 тыс. га). К прочим владельцам лесов (полосы отвода дорог и т.д.) относится 7,9 тыс. га лесных площадей.
Покрытые лесом земли составляют 5751,6 тыс. га или 60,1 процента от общей площади области. Этот показатель характеризует высокий уровень лесистости области. Однако распределение лесопокрытых площадей на территории области крайне неравномерно (от 5 до 89 процентов по отдельным районам). Промышленно развитая и наиболее населенная центральная часть Кузбасса является наименее лесистой, в среднем ее лесистость составляет 20 процентов. Крупные лесные массивы сосредоточены в восточной и южной части области - в Тисульском, Таштагольском, Междуреченском и Новокузнецком районах.
Кемеровская область, имея самую высокую плотность населения в Сибирском регионе (30,8 чел./кв. км), превышающую в 2 раза плотность населения в Новосибирской области и Алтайском крае, и в 23 раза более, чем в Красноярском крае, располагает лесной площадью в расчете на одного человека всего 2,13 га, что более чем в 10 раз меньше, чем в Томской области, Республике Алтай и Красноярском крае. Запас древесины, приходящийся на одного жителя Кузбасса, составляет 232 куб. м, что почти в 10 раз меньше, чем в соседних Томской области и Красноярском крае. Объем ежегодных выбросов в атмосферу в нашем регионе достигает в расчете на одного человека 460 кг, на 1 га - 216 кг, что значительно выше, чем в приграничных регионах (доклад о состоянии окружающей природной среды Кемеровской области в 2000 году). Приведенные в таблице (приложение N 5) данные свидетельствуют об особенно большой роли лесов в системе экологической безопасности Кемеровской области.
Все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов, образуют лесной фонд Кемеровской области. В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения лесным фондом, лесное законодательство, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Лесной фонд Кемеровской области распределен следующим образом:
за Министерством природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) - на площади 5231,1 тыс. га (82,8 процентов), в том числе:
за лесхозами - 4480,1 тыс. га;
за государственным заповедником "Кузнецкий Алатау" - 412,7 тыс. га;
за Шорским национальным парком - 413,8 тыс. га;
за Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) на землях сельскохозяйственных организаций - 1040,2 тыс. га (16,5 процентов).
Характеристика лесного фонда области представлена в приложениях N 3 и N 4.
Общий запас древесины на территории государственного лесного фонда составляет 681382,2 тыс. куб. м, в т.ч.: лесхозах МПР России - 459682,0, заповеднике "Кузнецкий Алатау" - 34819,5, Шорском национальном парке - 75190,5, на землях сельхозорганизаций - 111690,1 тыс. куб. м.
В соответствии с эколого-экономическим значением и выполняемыми функциями леса области подразделяются на три группы - первую, вторую и третью, а леса первой группы делятся по категориям защитности.
К первой группе лесов, выполняющих водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, роль зеленых зон поселений и хозяйственных объектов, в которых запрещены промышленные лесозаготовки, отнесены леса на площади 1761 тыс. га, в том числе:
в лесхозах МПР России - 644 тыс. га (11,2 процента от общей площади лесопокрытых земель);
в государственном заповеднике "Кузнецкий Алатау" - 412,7 тыс. га (100 процентов);
в Шорском национальном парке - 413,8 тыс. га (100 процентов);
на землях сельскохозяйственных организаций - 366 тыс. га (35 процентов).
В целом леса первой группы занимают 30,6 процента лесной площади и являются лесами высокой природоохранной ценности.
Во вторую группу лесов входят леса с ограниченным ведением промышленных лесозаготовок, имеющие водоохранное и защитное значение. Площадь лесов второй группы составляет 823,1 тыс. га, из них:
в лесхозах МПР России - 155,3 тыс. га;
на землях сельскохозяйственных организаций - 667,8 тыс. га.
Основная площадь государственного лесного фонда Кемеровской области представлена лесами третьей группы (3681 тыс. га), где разрешена промышленная заготовка древесины (рубки главного пользования).
Особенностью лесов Кемеровской области, накладывающей экономический отпечаток на лесопользование, является то, что 82 процента занимают горные леса (4289,5 тыс. га).
В Кемеровской области расположен единственный в Сибири островной ареал липы на площади 11 тыс. га, который объявлен памятником природы федерального уровня "Липовый остров" (Кузедеевский лесхоз).
Кроме особо охраняемых территорий федерального уровня, на территории области функционируют 15 региональных видовых заказников зоологической направленности с общей площадью 598,1 тыс. га.