Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 - 2008 ГОДЫ

Таблица 2.7


       Развитие транспорта и связи в Кемеровской области в 1998 - 2004 г.г.

┌══════════════════┬════════┬═════════════════════════════════════════════‰
│   Наименование   │  Ед.   │                    Год                      │
│    показателей   │  изм.  ├═════┬═════┬═════┬═════┬══════┬═════┬════════┤
│                  │        │ 1998│ 1999│ 2000│ 2001│ 2002 │ 2003│  2004  │
│                  │        │     │     │     │     │      │     │(оценка)│
├══════════════════┼════════┼═════┼═════┼═════┼═════┼══════┼═════┼════════┤
│Пассажирооборот,  │  млн.  │     │     │     │     │      │     │        │
│в том числе:      │пасс./км│     │     │     │     │      │     │        │
│  автомобильный   │        │ 4915│ 4964│ 4915│ 4739│  4504│ 4184│    4604│
│  транспорт       │        │     │     │     │     │      │     │        │
│  городской       │        │742,3│858,3│880,2│958,5│ 836,3│803,3│     800│
│  электротранспорт│        │     │     │     │     │      │     │        │
├══════════════════┼════════┼═════┼═════┼═════┼═════┼══════┼═════┼════════┤
│  железнодорожный │  млн.  │ 3077│ 4335│ 4803│ 5042│  3745│ 4058│    3113│
│  транспорт       │пасс./км│     │     │     │     │      │     │        │
│  водный транспорт│        │  0,3│  0,3│  0,3│  0,3│   0,3│  0,3│     0,3│
│  воздушный       │        │  311│  325│421,4│489,3│ 556,1│  580│     580│
│  транспорт       │        │     │     │     │     │      │     │        │
│  автотранспорт,  │        │     │     │     │     │      │     │        │
│  находящийся     │        │     │     │     │  444│   658│  933│     980│
│  в собственности │        │     │     │     │     │      │     │        │
│  физических лиц  │        │     │     │     │     │      │     │        │
├══════════════════┼════════┼═════┼═════┼═════┼═════┼══════┼═════┼════════┤
│Среднее количество│        │     │     │     │     │      │     │        │
│поездок,          │        │     │     │     │     │      │     │        │
│совершаемых одним │        │     │     │     │     │      │     │        │
│жителем области,  │        │     │     │     │     │      │     │        │
│в том числе:      │        │     │     │     │     │      │     │        │
│  автомобильный   │поездка │169,9│169,4│165,6│133,7│ 144,2│145,6│   146,0│
│  транспорт       │        │     │     │     │     │      │     │        │
│  городской       │        │  56 │ 62,4│   61│ 59,2│  59,5│ 59,6│      60│
│  электротранспорт│        │     │     │     │     │      │     │        │
│  железнодорожный │        │ 12,4│14,92│15,41│ 15,8│ 16,31│ 14,1│     7,4│
│  транспорт,      │        │     │     │     │     │      │     │        │
│    в том числе,  │        │ 0,52│ 0,53│ 0,68│ 0,61│  0,51│ 0,51│    0,52│
│    в дальнем     │        │     │     │     │     │      │     │        │
│    пригородном   │        │ 11,7│14,38│14,73│15,19│  15,8│13,59│     6,8│
│    сообщении     │        │     │     │     │     │      │     │        │
│  водный транспорт│        │0,018│0,022│0,023│ 0,03│  0,02│ 0,02│    0,02│
│  воздушный       │        │     │     │ 0,05│0,067│  0,11│ 0,11│    0,11│
│  транспорт       │        │     │     │     │     │      │     │        │
│  автотранспорт,  │        │     │     │     │     │      │     │        │
│  находящийся     │        │     │     │     │11,08│  16,2│ 22,8│    24,1│
│  в собственности │        │     │     │     │     │      │     │        │
│  физических лиц  │        │     │     │     │     │      │     │        │
├══════════════════┼════════┼═════┼═════┼═════┼═════┼══════┼═════┼════════┤
│Средняя телефонная│   шт.  │129,9│138,9│147,8│159,3│ 168,8│294,4│   532,5│
│плотность на 1000 │        │     │     │     │     │      │     │        │
│чел.,             │        │     │     │     │     │      │     │        │
│  в том числе     │        │     │     │  1,3│  4,9│  31,4│111,3│   339,0│
│  мобильных       │        │     │     │     │     │      │     │        │
│  телефонов       │        │     │     │     │     │      │     │        │
├══════════════════┼════════┼═════┼═════┼═════┼═════┼══════┼═════┼════════┤
│Количество        │тыс. шт.│185,4│169,4│150,2│154,4│122,08│  130│    98,4│
│неудовлетворенных │        │     │     │     │     │      │     │        │
│заявок на         │        │     │     │     │     │      │     │        │
│установку телефона│        │     │     │     │     │      │     │        │
└══════════════════┴════════┴═════┴═════┴═════┴═════┴══════┴═════┴════════…


Положительной динамикой характеризуется пассажирооборот воздушного транспорта и автотранспорта, находящегося в собственности физических лиц (за 2001 - 2004 г.г. - 20,7%).

Среднее количество поездок, совершаемых одним жителем Кемеровской области на автомобильном транспорте, в 2004 году было ниже общероссийского на 10 процентов. Аналогичная картина складывалась в 2004 году и по количеству поездок на горэлектротранспорте. Жители области совершили поездок на городском электрическом транспорте меньше, чем в среднем по стране.

Отрасль "Связь" в Кузбассе завершила 2004 год с довольно хорошими результатами и перспективными начинаниями. В 36 городских и сельских населенных пунктах Кузбасса сданы в эксплуатацию электронные АТС общей емкостью свыше 71 тыс. номеров. Физическим и юридическим лицам подключено более 43 тыс. проводных телефонов и радиотелефонов, построено свыше 200 км волоконно-оптических линий связи. Емкость автоматических междугородных станций расширена на 8900 портов.

Кроме проводной связи в области интенсивно продолжала развиваться мобильная связь. С приходом компании ОАО "МТС" услуги сотовой связи в Кузбассе стали оказывать 6 операторов связи. В 2004 году сотовая связь стала развиваться в удаленных городах и поселках: Гурьевске, Салаире, Калтане, Мысках, Тисуле, Тяжинском. Мобильной связью практически полностью закрыты автомобильные трассы Новокузнецк - Междуреченск - Таштагол, Новокузнецк - Шерегеш, Кемерово - Томск, Белово - Гурьевск.

По данным операторов, абонентская база сотовой связи на январь 2005 г. превысила 1,3 - 1,4 млн. пользователей. Если учесть долю пользователей, которые зарегистрированы одновременно у нескольких операторов сотовой связи, то фактически в январе 2005 г. коэффициент проникновения сотовой связи превысил 30 процентов. Это значит, что каждый третий кузбассовец имеет возможность звонить с сотового телефона. Для западных стран средний коэффициент проникновения 50 - 60 процентов считается нормой. Уже в начале 2005 года, если учесть абонентскую базу операторов фиксированной связи, на двух жителей нашей области приходился 1 проводной или сотовый телефон.

В прошедшем году льготным категориям населения установлено свыше 4 тыс. проводных телефонов, в том числе около 600 - инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, бесплатно вручено 1400 мобильных и стационарных сотовых телефонов.

В области повышаются возможности развития информационно-телекоммуникационной сети. Общая протяженность волоконно-оптических линий связи в Кузбассе приближается к отметке 4 тыс. километров. Началось внедрение новейших технологий третьего поколения, использующих беспроводные высокоскоростные мультисервисные системы передачи информации. Даже самые отдаленные территории области получают возможность пользоваться услугами Интернета, видеотелефонии, спутниковой и сотовой связи.

Большой популярностью у жителей Кузбасса пользуются услуги, которые позволяют узнать по телефону последние новости, метеопрогноз, расписание движения различных видов транспорта, астрологический прогноз и т.д., при этом за услуги абонент платит по такому же тарифу, как при местном телефонном разговоре. В 2005 году будет внедрена автоинформационная социальная услуга - "Служба занятости". Вместе с действующими автоинформаторами "Виртуальный госпиталь", "Электронный центр образования", "Социальная защита", "Новости культуры", "Православный собеседник" и др. социальный блок автоинформационных услуг по технологическим решениям и доступности не имеет аналогов в России.

Тем не менее, несмотря на достигнутые успехи, по средней плотности фиксированной телефонной связи (20 телефонов на 100 жителей без учета ведомственной связи) область уступает средним показателям по Сибирскому федеральному округу. В настоящее время обеспеченность сельского населения домашними телефонами фиксированной связи, имеющими выход на телефонную сеть общего пользования, в 2 раза ниже, чем городского и составляет 10 телефонов на каждые 100 сельских семей.

Около 100 тыс. кузбассовцев стоят в очереди на установку проводного телефона. В это число входят 9 тыс. представителей льготных категорий населения, в том числе более 500 инвалидов и участников Великой Отечественной войны, блокадников Ленинграда, семей погибших военнослужащих и шахтеров и др. Более 200 населенных пунктов Кузбасса не имеют связи и лишены возможности оперативно вызвать службы экстренной помощи.

Интегральная оценка развития транспорта и связи в Кемеровской области, отражающая среднегодовой темп роста профильной сферы с учетом весовых коэффициентов за 1998 - 2004 годы, составляет 128,52 процента, что свидетельствует о высоких темпах развития профильной сферы.

Основные проблемы развития транспорта и связи: недостаточно скоординированный подход в развитии и функционировании транспортной системы; отсутствие четких принципов разделения функций частных перевозчиков (маршрутных такси) и муниципального транспорта; незавершенность структурных преобразований на транспорте; сохранение тенденции старения и недостаточно эффективного использования основных фондов (изношенность подвижного парка муниципальных автопредприятий составляет 70 - 80%); дисбаланс в развитии электросвязи в различных городах и районах.

Для решения обозначенных проблем необходимо осуществление следующих мероприятий: развитие лизинга и системы кредитования автотранспортных предприятий, что позволит ежегодно приобретать до 300 автобусов, 15 трамваев, 10 троллейбусов: продолжение работы по переводу автотранспорта области на сжиженный газ; открытие между Кузбассом и соседними регионами комфортабельных автобусных маршрутов по мере дальнейшего развития автомобильных дорог и инфраструктуры городов; введение в 14 городах Кузбасса серверов компьютерной телефонии для расширения спектра автоинформационных услуг; внедрение технологии прямого доступа в Интернет по стационарному телефону; дальнейшее развитие мобильной связи; обеспечение телефонной связью ветеранов Великой Отечественной войны, других льготных категорий населения; уменьшение диспропорций в развитии городской и сельской телефонной связи; завершение строительства законсервированных сельских объектов связи; развитие в области региональных и местных сетей эфирного, спутникового и кабельного телерадиовещания.