Производство промышленных товаров для населения в Кемеровской области в 1998 - 2004 г.г.
Наименование показателей | Ед. изм. | Годы | ||||||
1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 (оценка) | ||
Электропылесосы | тыс. штук | 13,0 | 40,5 | 46,1 | 19,0 | 7,1 | 4,3 | 1,9 |
Электроутюги | тыс. штук | 33,6 | 57,5 | 39,6 | 50,2 | 36,5 | 27,6 | 21,4 |
Электроплитки | тыс. штук | 49,7 | 49,9 | 57,7 | 55,5 | 33,9 | 35,5 | 21,8 |
Посуда фарфоровая и фарфоро- фаянсовая | тыс. штук | 5247 | 5437 | 1729 | 158 | 233 | 90 | 5 |
Ткани шерстяные | тыс. кв. м | 612 | 374 | 279 | 1175 | 451 | - | - |
Ткани шелковые | тыс. кв. м | 7342 | 9870 | 15139 | 20764 | 15854 | 14137 | 19902 |
Трикотажные изделия | тыс. штук | 24 | 27,4 | 161 | 339 | 912 | 1088 | 1614 |
Пальто и полупальто | тыс. штук | 11,2 | 16,1 | 19,0 | 14,7 | 12,1 | 5,5 | 0,6 |
Костюмы | тыс. штук | 34,9 | 46,8 | 27,9 | 37,1 | 34,3 | 8,7 | 8,1 |
Платья | тыс. штук | 33,8 | 66,5 | 30,5 | 25,5 | 27,2 | 20,7 | 9,3 |
Блузки | тыс. штук | 5,6 | 4,6 | 7,2 | 3,6 | 3,9 | 2,6 | 3,3 |
Белье постельное | тыс. штук | 37,3 | 51,8 | 77,3 | 154 | 266 | 113 | 97,2 |
Обувь | тыс. пар | 86,3 | 99,5 | 91,5 | 74,1 | 65,8 | 81,6 | 77,9 |
В последние годы в области велась активная работа по стабилизации деятельности предприятий легкой промышленности. Удалось существенно увеличить объемы производства действующих предприятий и создать ряд новых (ООО "Ескей" и др.) по выпуску трикотажных изделий, высококачественной, спортивной одежды, обуви.
В течение последних 5 лет в Кемеровской области наблюдается существенный рост производства трикотажных изделий, который обеспечен в основном за счет предприятий малого бизнеса (доля предприятий малого бизнеса в общем объеме производства трикотажных изделий составляет более 70%). Их продукция вполне конкурентоспособна даже среди зарубежных товаров, как по качеству, так и по цене. Поэтому в ближайшие годы, учитывая динамично растущий потребительский спрос на трикотажные изделия, произойдет дальнейший рост объемов производства.
Одним из самых крупных производителей обуви в Кузбассе является киселевская компания "Кузбассобувь", которая с помощью управляющей компании АИК "Соколовская" планирует провести реконструкцию, задействовать все производственные площади и довести численность работающих до 800 человек. Динамично развивалось в 2004 году ОАО "Ленинскобувь" (г. Ленинск-Кузнецкий), которое также имеет перспективный инвестиционный проект. Реализация инвестиционных проектов позволит этим предприятиям выйти на качественно иной технологический уровень, предложить населению области недорогую и качественную обувь. Существуют резервы роста объемов производства спецодежды и спецобуви. В настоящее время за счет местного производства потребность в спецодежде и обуви обеспечивается лишь на уровне 10 процентов.
Единственным производителем шелковых тканей в Кузбассе является ОАО "Ортон" (г. Кемерово), которое произвело в 2004 году 19902 тыс. кв. м, при этом загрузка производственных мощностей составляла 50 - 60 процентов, что является максимально низким критическим пороговым значением. Дальнейшее снижение уровня производства может привести к росту убытков, долгов по заработной плате и налогам.
Анализ областного потребительского рынка позволяет сделать вывод о невысоком уровне потребления товаров народного потребления, особенно в сравнении с показателями ведущих западных стран. В ближайшее десятилетие прогнозируется тенденция роста потребления одежды, обуви и т.д.
Основные проблемы развития предприятий Кемеровской области, производящих товары для населения, заключаются в их низком техническом и технологическом уровне, значительном удельном весе структурно-депрессивных производств, нехватке инвестиций, высоком уровне конкуренции, наполнении рынка более дешевой и зачастую низкокачественной продукцией и пр.
Для дальнейшего развития производства промышленных товаров для населения необходимо: улучшать качество производимой продукции; довести до максимального уровня загрузку производственных мощностей предприятий, производящих товары народного потребления (учитывая и детский ассортимент); внедрять на предприятиях системы качества, отвечающие требованиям международных стандартов, ИСО-9000, ИСО-14000, ОС-9000; активизировать работу по выводу из процедуры банкротства предприятий, производящих товары для населения; предусмотреть дальнейшее развитие и техническое перевооружение предприятий, а также развитие специализированных структур, обеспечивающих эффективное осуществление выставочной, рекламной, маркетинговой деятельности, как на региональном рынке, так и на рынках соседних регионов; развитие инфраструктуры товарных рынков, прогрессивных финансовых инструментов, освоение новых видов продукции для смежных отраслей.