Развитие торговли и общественного питания в Кемеровской области в 1998 - 2004 г.г.
Наименование показателей | Ед. изм. | Годы | ||||||
1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 (оцен- ка) | ||
Оборот розничной торговли на душу населения | руб. | 5772 | 8818 | 12887 | 18539 | 24721 | 30589 | 38607 |
Оборот общественного питания на душу населения | руб. | 284 | 407 | 551 | 755 | 949 | 1249 | 1526 |
Обеспеченность населения торговой площадью на 1000 человек | кв. м | 210 | 207 | 228 | 249 | 261 | 288 | 323 |
За период с 1998 по 2004 годы товарооборот розничной торговли на душу населения в текущих ценах вырос с 5,8 тыс. рублей до 38,6 тыс. рублей, или в 6,7 раза (таблица 2.8). Индекс физического объема за этот период составил 189,6 процента. Это свидетельствует о том, что в среднем каждый житель области приобрел почти в два раза больше товаров, чем в 1998 году.
Душевой оборот общественного питания за тот же период рос более медленными темпами. В прошлом году он составил 1526 рублей, это в 5,4 раза больше, чем в 1998 году. В сопоставимых ценах этот показатель увеличился в 1,5 раза (2004 год к уровню 1998 года - 153%).
По показателю "Обеспеченность населения торговой площадью" использованы оперативные данные, предоставленные администрациями городов и районов по полному кругу предприятий. В анализируемый период обеспеченность населения торговой площадью стабильно росла и достигла в 2004 году 323 кв. м на 1 тыс. человек против 210 кв. м в 1998 году.
Из предложенных показателей только для обеспеченности населения торговой площадью существует официально установленный норматив - 280 кв. м на 1 тыс. человек (СНиП 2.07.01-89). В среднем по области норматив обеспеченности был достигнут уже в 2003 году, по итогам 2004 года это превышение составляет 115,5 процента. Однако следует отметить, что по отдельным муниципальным образованиям области обеспеченность населения торговой площадью сильно варьируется - от 141,2 кв. м в Яйском районе (50,4% от норматива) до 399 кв. м в городе Прокопьевске (142,6% к нормативу). Что касается отдельных территорий, особенно сельских районов, то дальнейшее расширение торговой сети сдерживается низким платежеспособным спросом населения, и норматив обеспеченности торговой площадью сельского населения будет достигнут в гораздо более поздние сроки.
По душевому обороту розничной торговли и общественного питания для оценки критического уровня использован показатель стоимости минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину. В 2004 году максимальная стоимость минимального набора продуктов питания (на конец декабря) в среднем по области составила 1127,4 рубля в месяц или 13529 рублей за год, суммарный душевой оборот розничной торговли и общественного питания -40133 рубля, то есть превысил критический уровень почти в 3 раза.
По итогам 2004 года показатель душевого оборота розничной торговли по Кемеровской области превышал среднероссийский уровень на 0,7 процента (соответственно 38607 рублей на душу населения и 38339 рублей). Среди регионов Сибирского федерального округа Кемеровская область занимала по этому показателю второе место после Новосибирской области (39154 рубля). Что касается отдельных территорий области, то здесь картина очень контрастная. Если в г. Кемерово душевой оборот розничной торговли в 1,7 раза превышает среднеобластной (66 тыс. рублей на душу населения), то в Гурьевском районе он ниже в 7,8 раза.
Однако нужно учитывать, что зачастую объемы оборота предприятий торговли и общественного питания полностью учитываются по месту их регистрации, а услуги они оказывают и в других административных образованиях. Сельское население может делать дорогостоящие покупки в близлежащих городах и, кроме того, потребляет больше продуктов питания, произведенных на приусадебных участках, чем горожане.
По душевому обороту общественного питания разброс в показателях отдельных территорий также очень велик: от 139 рублей в Крапивинском районе (9% от среднеобластного) до 2500 рублей в г. Новокузнецке (в 1,6 раза больше среднеобластного).
Анализ свидетельствует, что показатели, характеризующие влияние торговли на качество жизни населения в Кемеровской области, превышают минимальные пороговые значения и имеют положительную динамику.
Следует отметить вклад торговли в поддержку малообеспеченных слоев населения. В Кузбассе действует 44 губернских торговых предприятия - 3 рынка и 41 магазин, цены в которых на 10 - 15 процентов ниже рыночных.
Интегральная оценка сферы торговли и общественного питания Кемеровской области, отражающая среднегодовой темп роста профильной сферы с учетом весовых коэффициентов за 1998 - 2004 годы, составляет 128 процентов, что свидетельствует о высоких темпах развития профильной сферы.
Основной задачей торговли в современных условиях является удовлетворение растущего спроса населения на товары и услуги, стабильное и бесперебойное обеспечение кузбассовцев всеми необходимыми продовольственными и непродовольственными товарами.
Решение этой задачи связано с дальнейшим развитием инфраструктуры отрасли: предприятий розничной торговли - торговых сетей, крупных универсальных розничных предприятий, торговых центров и торговых комплексов, сети социально ориентированной торговли; общедоступной сети предприятий общественного питания, отвечающих современным требованиям.
На качество жизни населения влияет не только внутренняя, но и внешняя торговля. При этом следует учитывать, что внешняя торговля оказывает в основном опосредованное влияние на качество жизни населения.
Для систем с высокой степенью внешне-экономической ориентации, таких как экономика Кузбасса, экспорт является важным фактором, определяющим структуру и динамику развития всей экономической системы (таблица 2.9). Ситуация во внешней торговле Кемеровской области является отражением общероссийских тенденций. В 2003 году уровень экспортной ориентации экономики Кузбасса (отношение объема экспорта к объему производства промышленной продукции в млн. долл. США) составил 40,7 процента, аналогичный показатель по Российской Федерации равен 46,8 процента.