Социальная защита несовершеннолетних в Кемеровской области в 1998 - 2004 г.г.
┌══════════════════┬════┬═══════════════════════════════════════‰
│ Наименование │Ед. │ Годы │
│ показателей │изм.├════┬════┬═════┬═════┬═════┬═════┬═════┤
│ │ │1998│1999│2000 │2001 │2002 │2003 │ 2004│
│ │ │ │ │ │ │ │ │(оце-│
│ │ │ │ │ │ │ │ │нка) │
├══════════════════┼════┼════┼════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
│Численность детей,│тыс.│ │ │295,6│295,5│312,2│309,6│297,0│
│проживающих │чел.│ │ │ │ │ │ │ │
│в семьях │ │ │ │ │ │ │ │ │
│с доходами ниже │ │ │ │ │ │ │ │ │
│прожиточного │ │ │ │ │ │ │ │ │
│минимума │ │ │ │ │ │ │ │ │
├══════════════════┼════┼════┼════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
│Удельный вес семей│ % │ 70│ 71│ 40│ 42│ 45│ 45│ 49│
│с детьми и │ │ │ │ │ │ │ │ │
│среднедушевым │ │ │ │ │ │ │ │ │
│доходом ниже │ │ │ │ │ │ │ │ │
│прожиточного │ │ │ │ │ │ │ │ │
│минимума │ │ │ │ │ │ │ │ │
├══════════════════┼════┼════┼════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
│Численность детей,│тыс.│ │ │ 4,8│ 3,9│ 40,0│ 38,7│ 35,0│
│получающих помощь │чел.│ │ │ │ │ 3,7│ 3,5│ 3,3│
│из областного │ │ │ │ │ │ │ │ │
│бюджета, за год: │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ хлебные дотации │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ продуктовые │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ наборы │ │ │ │ │ │ │ │ │
├══════════════════┼════┼════┼════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
│Число │ ед.│ 30│ 30│ 31│ 34 │ 37 │ 37 │ 38│
│специализированных│ │ │ │ │ │ │ │ │
│учреждений для │ │ │ │ │ │ │ │ │
│несовершеннолетних│ │ │ │ │ │ │ │ │
├══════════════════┼════┼════┼════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
│Обслужено │тыс.│ 4,0│ 4,5│ 5,5│ 5,5│ 7,3│ 8,6│ 10,9│
│несовершеннолетних│чел.│ │ │ │ │ │ │ │
│в год │ │ │ │ │ │ │ │ │
└══════════════════┴════┴════┴════┴═════┴═════┴═════┴═════┴═════…
Самый высокий уровень малообеспеченности отмечается в многодетных семьях и неполных семьях с детьми. В целях поддержки указанной категории семей Администрацией области приняты распоряжения о ежемесячном выделении продуктовых наборов стоимостью от 150 до 300 рублей неполным многодетным семьям, полным многодетным семьям с 6 и более детьми, а также введена компенсационная выплата на хлеб многодетным малообеспеченным семьям. Ежегодно из областного бюджета на эти цели направляется более 19 млн. рублей.
Через органы и учреждения социальной защиты населения городов и районов области оказывается срочная помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Затраты всех местных бюджетов на адресную поддержку семей с детьми в среднем в год составляют 21 млн. рублей. Удельный вес детей из малообеспеченных семей, получивших помощь, составляет всего 22 процента. При этом возможности городов и районов весьма разнятся. К примеру, в Междуреченске охват адресной помощью нуждающихся семей составляет 80 процентов, в Осинниках - 1,1 процента, в Промышленновском районе - 0,4 процента.
На положение детей влияют такие социальные изменения, как невыполнение семьей своих функций, что повлекло увеличение числа семей, попавших в социально опасное положение. В результате этого растет число безнадзорных детей. В 2004 году безнадзорные дети составили 3,1 процента от общего числа детей. Для временного содержания безнадзорных детей в области ежегодно увеличивается количество специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. В настоящее время практически во всех территориях есть такие учреждения, за исключением города Гурьевска, Кемеровского, Яшкинского и Прокопьевского районов. В 2004 году выделено 1050 тыс. рублей из областного бюджета администрациям Яшкинского и Прокопьевского районов на открытие социальных приютов для детей. В области также ведется работа по профилактике безнадзорности.
В области остается значительным число детей-инвалидов - 12874 человека, из них в семьях проживают 12104 человека. При таком количестве детей-инвалидов необходимо иметь не менее 12 реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями. 5 функционирующих в настоящее время центров постоянно увеличивают число обслуживаемых детей, но для большинства детей-инвалидов, особенно проживающих в сельской местности, доступность таких услуг крайне ограничена.
По наличию учреждений социального обслуживания семьи и детей область занимает лидирующее место в стране. Так, число специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации, в области вдвое выше, чем в среднем по Российской Федерации. Число психолого-педагогических учреждений почти в 10 раз превышает российский показатель. На уровне среднероссийских показателей находится количество реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями и центров социальной помощи семье и детям.
В области 5 домов-интернатов для умственно отсталых детей. Для детей с физическими недостатками домов-интернатов нет. При необходимости устройства таких детей из числа детей-сирот в дома-интернаты они направляются в другие регионы страны. Меняются климатические условия, обрываются и без того тонкие родственные связи. Проблема может быть снята при открытии дома-интерната для детей с физическими недостатками.
Для обеспечения психологической поддержки в области работают центры психолого-педагогической помощи населению, "телефон доверия" в учреждениях социальной защиты населения, психологическая помощь оказывается более чем 100 тыс. человек.
Основные проблемы в сфере социальной защиты населения следующие: высокая доля людей с доходами ниже прожиточного минимума, особенно в многодетных семьях и среди пенсионеров, детская безнадзорность, слабая материально-техническая база центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, недостаточно развитая сеть специального жилья социального использования, ежегодный рост числа инвалидов, слабая реабилитационная база инвалидов.
Основные пути решения названных проблем: социальная поддержка малоимущих пенсионеров; усиление адресности помощи семье; обеспечение условий для экономической самостоятельности семей; профилактика социального сиротства; расширение количества и качества предоставляемых социальных услуг, реконструкция и строительство специальных домов для ветеранов; совершенствование взаимодействия органов здравоохранения, образования, физической культуры и спорта в вопросах организации оздоровительных и профилактических мероприятий; создание отделений комплексной реабилитации в городах и районах области; разработка и реализация региональных целевых программ социальной направленности.