Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 - 2008 ГОДЫ

Таблица 2.12


       Изменение основных экономических показателей и уровня жизни населения в Кемеровской области в 1998 - 2004 г.г.

┌════════════════════┬═══════┬══════════════════════════════════════════════════════‰
│    Наименование    │  Ед.  │                        Годы                          │
│     показателей    │  изм. ├══════┬═══════┬═══════┬════════┬═══════┬═══════┬══════┤
│                    │       │ 1998 │  1999 │  2000 │  2001  │ 2002  │  2003 │2004  │
│                    │       │      │       │       │        │       │       │(оце- │
│                    │       │      │       │       │        │       │       │нка)  │
├════════════════════┼═══════┼══════┼═══════┼═══════┼════════┼═══════┼═══════┼══════┤
│          1         │   2   │  3   │   4   │   5   │   6    │   7   │   8   │  9   │
├════════════════════┼═══════┼══════┼═══════┼═══════┼════════┼═══════┼═══════┼══════┤
│Валовой региональный│млн.   │ 46157│  67441│  93435│  116229│ 142717│ 166784│240147│
│продукт             │руб.   │      │       │       │        │       │       │      │
├════════════════════┼═══════┼══════┼═══════┼═══════┼════════┼═══════┼═══════┼══════┤
│Валовой региональный│руб.   │ 15336│23054,7│  31441│ 39382,5│48713,8│59224,3│ 84000│
│продукт на душу     │       │      │       │       │        │       │       │      │
│населения           │       │      │       │       │        │       │       │      │
├════════════════════┼═══════┼══════┼═══════┼═══════┼════════┼═══════┼═══════┼══════┤
│Индекс              │%      │ 170,4│  126,8│  120,3│     118│    114│    112│ 111,2│
│потребительских цен │       │      │       │       │        │       │       │      │
│(декабрь в %        │       │      │       │       │        │       │       │      │
│к декабрю           │       │      │       │       │        │       │       │      │
│предыдущего года)   │       │      │       │       │        │       │       │      │
├════════════════════┼═══════┼══════┼═══════┼═══════┼════════┼═══════┼═══════┼══════┤
│Бюджетно-финансовая │руб.   │6255,9│11428,3│14780,7│ 15460,8│17747,9│18214,5│ 38638│
│обеспеченность на   │       │      │       │       │        │       │       │      │
│душу населения      │       │      │       │       │        │       │       │      │
├════════════════════┼═══════┼══════┼═══════┼═══════┼════════┼═══════┼═══════┼══════┤
│Денежные доходы на  │руб.   │   973│   1511│   2257│    3058│   3953│   4875│  6058│
│душу населения:     │%      │      │       │       │        │       │       │      │
│                    │       │    76│     94│    123│     111│    111│    109│   112│
│  номинальные       │       │      │       │       │        │       │       │      │
│                    │       │      │       │       │        │       │       │      │
│  реальные          │       │      │       │       │        │       │       │      │
├════════════════════┼═══════┼══════┼═══════┼═══════┼════════┼═══════┼═══════┼══════┤
│Среднемесячная      │руб.   │  1232│   1704│   2425│    3313│   4248│   5264│  6722│
│начисленная         │       │      │       │       │        │       │       │      │
│заработная плата,   │       │      │       │       │        │       │       │      │
│всего по области    │       │      │       │       │        │       │       │      │
├════════════════════┼═══════┼══════┼═══════┼═══════┼════════┼═══════┼═══════┼══════┤
│Среднемесячный      │руб.   │   446│    579│    853│    1154│   1470│   1790│  2050│
│размер назначенной  │       │      │       │       │        │       │       │      │
│пенсии              │       │      │       │       │        │       │       │      │
├════════════════════┼═══════┼══════┼═══════┼═══════┼════════┼═══════┼═══════┼══════┤
│Покупательная       │прожи- │      │       │       │        │       │       │      │
│способность:        │точных │      │       │       │        │       │       │      │
│                    │миниму-│      │       │       │        │       │       │      │
│ среднедушевых      │мов    │   -  │   -   │   -   │1,83 <*>│   2,06│   2,10│  2,63│
│ денежных доходов   │       │      │       │       │        │       │       │      │
│ заработной платы   │       │   -  │   -   │   -   │1,83 <*>│   2,04│   2,27│  2,69│
│ пенсии             │       │   -  │   -   │   -   │0,98 <*>│   1,09│   1,18│  1,25│
└════════════════════┴═══════┴══════┴═══════┴═══════┴════════┴═══════┴═══════┴══════…

     ________________

<*> Рассчитано с учетом установленной величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Кемеровской области за IV квартал.

Интегральная оценка экономического развития Кемеровской области, отражающая среднегодовой темп роста основных экономических показателей с учетом весовых коэффициентов за 1998 - 2004 годы, составляет 110,4 процента.

Кардинально изменилась и структура индекса потребительских цен. Если в 1998 году наибольший рост цен был отмечен на продовольственные и непродовольственные товары, соответственно 180,5 процента и 173 процента, а рост тарифов на платные услуги составлял только 116,6 процента, то в 2004 году рост по указанным показателям составил 112,9 процента, 106,2 процента и 114,8 процента соответственно.

За период с 1998 по 2004 год в 6 раз увеличились среднедушевые денежные доходы населения (1998 год - 973 руб., 2004 год - 6058 руб.). Рост денежных доходов населения в значительной степени обеспечен усилением внимания к проблемам оплаты труда и пенсионного обеспечения, проведением конкретных мероприятий по повышению заработной платы, пенсий и пособий.

Рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 2004 году составил 112 процентов. По этому показателю среди регионов Сибирского федерального округа Кемеровская область занимает 3-е место и 14-е место в Российской Федерации.

С 2001 года растет покупательная способность денежных доходов населения. Так, в 2004 году соотношение между средними показателями денежных доходов и прожиточного минимума составило 2,63 раза (2001 год - 1,83).

Наметившаяся в последние годы тенденция увеличения реальных располагаемых денежных доходов населения во многом связана с увеличением заработной платы и пенсий, стабилизацией инфляционных процессов. Так, если в 1998 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в расчете на одного работника составила 1232 рубля, то в 2004 году уже 6722 рубля (рост в 5,4 раза и 5-е место среди регионов Сибирского федерального округа). При этом реальная заработная плата за указанный период выросла на 142 процента.

Отмечены положительные сдвиги и по ряду других показателей, характеризующих уровень и качество жизни населения. Так, в 2004 году размер просроченной задолженности по заработной плате составил 1,2 месячного фонда оплаты труда (в 1998 году - 4,6). Полностью ликвидирована задолженность по зарплате в топливной промышленности, цветной металлургии, социальном обеспечении. В жилищно-коммунальном хозяйстве задолженность уменьшилась в 3,3 раза.

Однако, несмотря на позитивные изменения, имеют место негативные тенденции. Около 30 процентов населения области - люди пенсионного возраста. К сожалению, размеры пенсий не обеспечивают достойного уровня жизни основной части пенсионеров.

Размеры тарифных ставок (окладов) по всем разрядам Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы (даже с учетом последнего повышения окладов) ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

В 2004 году среднемесячная начисленная заработная плата одного работника по отраслям экономики (включая субъекты малого предпринимательства) по области составляла 6722 рубля. Выше среднеобластного уровня заработная плата сложилась в таких сферах, как финансы, кредит, страховое и пенсионное обеспечение (13019 руб.), промышленность (8796 руб.), транспорт (8040 руб.), связь (7918 руб.). Ниже среднеобластного уровня: культура и искусство (3727 руб.), образование (4199 руб.), здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение (4416 руб.). Недопустимо низкой остается заработная плата работников сельского и лесного хозяйства, в 2004 году ее уровень соответствовал практически только прожиточному минимуму трудоспособного человека.

В области наблюдается значительная дифференциация заработной платы по муниципальным образованиям. Наиболее высокая заработная плата, в 1,4 раза превышающая среднеобластную, в 2004 году сложилась в г. Междуреченске, самая низкая - в Ленинск-Кузнецком районе (42% от среднеобластной).

Рост покупательной способности номинальных денежных доходов населения отмечен смещением в структуре потребительских расходов населения. Увеличилась доля расходов населения на оплату услуг обязательного характера и перераспределение части денежных средств для покрытия расходов на питание.

За 2004 год денежные доходы населения составили 208,8 млрд. рублей и увеличились по сравнению с предыдущим годом на 24 процента, расходы составили 174,1 млрд. рублей и возросли на 26 процентов. Доходы превысили расходы на 34,7 млрд. рублей. Из общего объема денежных доходов населением израсходовано на покупку товаров и оплату услуг 138,3 млрд. рублей, оплату налогов и взносов - 13 млрд., сбережения и покупку валюты - 22,8 млрд. рублей.

К числу важных проблем в сфере оплаты труда и доходов населения относятся: высокая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, относительно низкий уровень заработной платы, значительная отраслевая и территориальная дифференциация доходов населения, несвоевременная выплата заработной платы в реальном секторе экономики.

Комплекс мероприятий, нацеленный на решение обозначенных проблем, предполагает повышение доходов населения, контроль за своевременностью выплаты заработной платы, сглаживание дифференциации заработной платы по отраслям и муниципальным образованиям, развитие социального партнерства, стимулирование трудовой активности граждан, осуществление мониторинга цен и региональной политики в области ценообразования.

В области ведется активная работа по совершенствованию оплаты труда. Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, в соответствии с которым органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно устанавливают размер оплаты труда работников государственных учреждений бюджетной сферы, органы местного самоуправления - работников муниципальных учреждений. В связи с этим принят Закон Кемеровской области от 10.12.2004 N 99-ОЗ "Об установлении полномочий Администрации Кемеровской области по вопросам оплаты труда работников бюджетной сферы", в соответствии с которым Администрация области устанавливает оплату труда работников государственных учреждений; издано соответствующее распоряжение Администрации области, устанавливающее тарифную систему оплаты труда, порядок и условия выплаты стимулирующих и компенсационных выплат работникам государственных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичные документы приняты во всех муниципальных образованиях. В области с 1 января 2005 г. работникам бюджетной сферы установлена ставка 1-го разряда ETC в размере 720 рублей и сохранены действующие ранее надбавки и доплаты.

В области работает областная трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений, подписано Кузбасское соглашение между Федерацией профсоюзных организаций Кузбасса, Администрацией области и работодателями. Совместные усилия Федерации профсоюзных организаций Кузбасса, Администрации Кемеровской области и работодателей способствуют урегулированию социально-трудовых отношений, в том числе связанных с оплатой труда.

Планирует начать работу комиссия по совершенствованию системы оплаты труда работников бюджетной сферы Кемеровской области.

В области продолжает работу созданная в 2003 году областная комиссия по координации политики оплаты труда в организациях области. Задача комиссии состоит в том, чтобы создавать организационные, управленческие, правовые и экономические предпосылки для максимального сокращения объема теневых зарплатных схем, налоговых правонарушений и разработки мер и рекомендаций по реальному повышению уровня оплаты труда. Подобные комиссии работают во всех городах и районах области. В течение 2004 года проведено 29 заседаний областной комиссии, на которые были приглашены представители 296 организаций с численностью работающих свыше 42,7 тыс. человек, в которых выплачивалась заработная плата ниже прожиточного минимума, в некоторых из них имелись задолженности по заработной плате и страховым платежам в Пенсионный фонд. Территориальными комиссиями проведена работа с 4,1 тыс. организаций с численностью работающих более 120 тыс. человек. В результате работы комиссий свыше 142,7 тыс. человек стали получать заработную плату не ниже прожиточного минимума. Сумма дополнительно выплаченной заработной платы составляет свыше 63,5 млн. рублей в месяц.

В настоящее время в городах и районах области ведется работа с организациями внебюджетного сектора экономики, направленная на увеличение в 2005 году заработной платы не менее чем на 30 процентов.