┌═════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════‰ ┌════════════════════‰
│ Субъекты управления │<->│Цель управления │
└═════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════… │- обеспечение роста │
│ │ │ │ │ │качества жизни │
\/ \/ \/ \/ \/ │населения через │
┌═══════════‰ ┌═════════════‰ ┌═══════════════‰ ┌═════════════‰ ┌══════════════‰ │создание │
│ Совет │ │Администрация│ │ Федеральные │ │Муниципальные│ │Коммерческие и│ │благоприятных │
│ народных │ │ Кемеровской │ │территориальные│ │органы власти│ │некоммерческие│ │условий для более │
│ депутатов │ │ области │ │ органы │ │ │ │ организации │ │полного │
│Кемеровской│ │ │ │государственной│ │ │ │ │ │удовлетворения │
│ области │ │ │ │ власти │ │ │ │ │ │материальных, │
└═════┬═════… └══════┬══════… └═══════┬═══════… └══════┬══════… └═══════┬══════… │социальных, духовных│
│ │ │ │ │ │и творческих │
│ │ │ │ │ │потребностей │
┌═┴══════════════┬┴══════════┬══════┴══════════════┬══┴═════════════════… │населения │
│ │ │ │ └════════════════════…
│ │ │ │ │
│ │ │ │ \/
┌═══┴═════════════‰ │ ┌════════┴═══════‰ ┌══════════┴══════════‰ ┌═════════════════════════════════════‰
│Методы │ │ │Функции │ │Законодательное │ │Информационно-аналитическое │
│управления: │ │ │управления │ │и нормативно- │ │обеспечение: │
│экономические; │ │ │качеством │ │правовое обеспечение:│ │ информация о состоянии качества │
│финансовые; │ │ │жизни: │ │федеральные законы; │ │ жизни, о программах социального │
│административные;│ │ │планирование; │ │указы Президента │ │развития, │
│социальные; │ │ │организация; │ │Российской Федерации;│ │ информация соответствующих │
│психологические; │ │ │координация; │ │Постановления │ │министерств и статистических │
│правовые │ │ │стимулирование; │ │Правительства │ │органов о социально-экономическом │
│ │ │ │учет и контроль │ │Российской Федерации;│ │развитии страны, области, │
└═════════════════… │ └════════════════… │законы Кемеровской │ │муниципалитета, хозяйствующих │
│ │области, │ │субъектов │
│ │постановления, │ └═════════════════════════════════════…
│ │распоряжения │ │
┌════════════════┴═══════════════‰ │Коллегии │ \/
│Финансовые ресурсы: │ │Администрации │ ┌═══════════┬═════════════════════════‰
│средства федерального бюджета; │ │области и другие │ │результат │частные и интегральные │
│средства областного бюджета; │ │инструктивные │ │управления,│показатели │
│средства муниципальных бюджетов;│ │документы │ │измеряемый ├═════════════════════════┤
│средства коммерческих и │ │областного значения; │ │через: │социально-психологический│
│некоммерческих организаций │ │система социальных │ │ │мониторинг │
└════════════════┬═══════════════… │стандартов и │ │ ├═════════════════════════┤
│ │финансовых нормативов│ │ │социальные стандарты, │
│ │для создания │ │ │потребительскую корзину │
│ │общественных товаров │ │ ├═════════════════════════┤
│ │и услуг │ │ │индекс развития │
│ └═════════════════════… │ │потенциала (ИРЧП) │
│ └═══════════┴═════════════════════════…
│ │
\/ \/
┌══════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════‰
│ Объект управления: потребности групп населения области │
└══════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════…
Развитие системы управления качеством жизни населения связано с преодолением ограниченности финансовых, информационных ресурсов. По мере развития системы управления число показателей, по которым учитывается состояние качества жизни, будет оптимизировано.
В ходе разработки настоящей Концепции проведено исследование управленческого воздействия на процессы, влияющие на качество жизни населения, и определена степень взаимосвязи изменения показателей, влияющих на качество жизни. В результате были выявлены сильно- и слабоуправляемые управленческие зоны.
Высокая теснота связи наблюдается между темпами роста ВРП (млн. руб.) и ВРП на душу населения (руб.), ВРП на душу населения (руб.) и бюджетной обеспеченностью на душу населения (руб.), бюджетной обеспеченностью на душу населения и номинальными денежными доходами на душу населения (руб.), номинальными денежными доходами населения на душу населения (руб.) и покупательной способностью среднедушевых денежных доходов (прожиточных минимумов), реальными расходами бюджетной системы на медицинскую помощь населению, включая платные услуги (руб./чел.) и уровнем заболеваемости (чел./1000 чел.).
Умеренная обратная связь наблюдается между долей налоговых поступлений в ВРП (%) и бюджетной обеспеченностью на душу населения (руб.), введением общей площади жилья (тыс. кв. м) и обеспеченностью населения жильем (кв. м на чел.).
Слабая обратная связь наблюдается между ВРП на душу населения (руб.) и долей налоговых поступлений в ВРП (%), реальными денежными доходами (%) и покупательной способностью среднедушевых денежных доходов (количество прожиточных минимумов).
Управленческое воздействие на факторы, влияющие на качество жизни населения, целесообразно осуществлять с учетом выявленной тесноты взаимосвязи.
Специфика многоуровневой системы управления качеством жизни населения региона вытекает из того, что вся совокупность потребляемых товаров и услуг носит характер индивидуального и общественного совместного потребления. Человек волен сам определять свои потребности и устанавливать меру их потребления в зависимости от своих индивидуальных особенностей. Однако эта мера далеко не всегда соответствует действительным потребностям, что деформирует направленность и оптимальность развития человека, создает угрозу его здоровью.
Следовательно, специфика управления обеспечением качества жизни населения состоит в использовании форм, методов регулирования отклонений меры удовлетворения потребностей в ту или иную сторону от норматива, стандарта, моральных норм: есть товары и услуги, потребление которых вредно для здоровья (алкоголь, наркотики, табак и т.д.) или осуждается обществом (проституция, преступность и т.д.). Целью управления мерой удовлетворения потребностей со стороны субъектов управления является формирование разумных потребностей, способствующих сохранению и укреплению здоровья, духовного потенциала человека, института семьи, материнства и детства.
Управление процессом обеспечения качества жизни рассматривается также как преодоление ограничений в удовлетворении той или иной потребности:
а) личностные ограничения, выступающие как свойства или состояния, препятствующие полноценной психической жизни и личностному росту (психопатия, неадекватная самооценка, ложные установки и ценности, низкая общая культура или низкий уровень развития соответствующей способности);
б) частные экономические ограничения личности: невозможность обеспечить экономические потребности личности, ее притязания на соответствующий уровень ее жизни, достижение определенных социально-экономических стандартов и т.п.;
в) общественно-экономические ограничения - это отсутствие со стороны общества социальных условий для полноценного удовлетворения потребностей. Например, социальным ограничением ребенка, проявляющего интерес к рисованию, является отсутствие кружка рисования в школе или по месту жительства. Отсутствие транспорта, средств связи и т.п. относится к этой же категории ограничений. В качестве социальных ограничений могут выступать социальные и национальные нормы поведения: мораль, традиции, табу, запреты и т.п. как социальные установки.
Управление обеспечением качества жизни населения включает в себя не только устранение каких-то помех, барьеров, внешних препятствий, но и создание условий для развития человека, его культуры, то есть для роста самих потребностей.
Важным для обеспечения управления обеспечением качества жизни населения области является разработка и реализация региональных минимальных социальных стандартов. По мере достижения минимальных социальных стандартов логичным будет переход к разработке и реализации стандартов качества жизни населения.