Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 - 2008 ГОДЫ


       Управление процессом обеспечения качества жизни населения Кемеровской области

┌═════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════‰   ┌════════════════════‰
│                             Субъекты управления                                 │<->│Цель управления     │
└═════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════…   │- обеспечение роста │
      │               │                 │                 │                 │         │качества жизни      │ 

      \/              \/                \/                \/                \/        │населения через     │ 

┌═══════════‰  ┌═════════════‰  ┌═══════════════‰  ┌═════════════‰  ┌══════════════‰  │создание            │
│   Совет   │  │Администрация│  │  Федеральные  │  │Муниципальные│  │Коммерческие и│  │благоприятных       │
│  народных │  │ Кемеровской │  │территориальные│  │органы власти│  │некоммерческие│  │условий для более   │
│ депутатов │  │   области   │  │    органы     │  │             │  │  организации │  │полного             │
│Кемеровской│  │             │  │государственной│  │             │  │              │  │удовлетворения      │
│  области  │  │             │  │    власти     │  │             │  │              │  │материальных,       │
└═════┬═════…  └══════┬══════…  └═══════┬═══════…  └══════┬══════…  └═══════┬══════…  │социальных, духовных│
      │               │                 │                 │                 │         │и творческих        │
      │               │                 │                 │                 │         │потребностей        │
    ┌═┴══════════════┬┴══════════┬══════┴══════════════┬══┴═════════════════…         │населения           │
    │                │           │                     │                              └════════════════════…
    │                │           │                     │                                         │
    │                │           │                     │                                        \/
┌═══┴═════════════‰  │  ┌════════┴═══════‰  ┌══════════┴══════════‰  ┌═════════════════════════════════════‰
│Методы           │  │  │Функции         │  │Законодательное      │  │Информационно-аналитическое          │
│управления:      │  │  │управления      │  │и нормативно-        │  │обеспечение:                         │
│экономические;   │  │  │качеством       │  │правовое обеспечение:│  │  информация о состоянии качества    │
│финансовые;      │  │  │жизни:          │  │федеральные законы;  │  │ жизни, о программах социального     │
│административные;│  │  │планирование;   │  │указы Президента     │  │развития,                            │
│социальные;      │  │  │организация;    │  │Российской Федерации;│  │  информация соответствующих         │
│психологические; │  │  │координация;    │  │Постановления        │  │министерств и статистических         │
│правовые         │  │  │стимулирование; │  │Правительства        │  │органов о социально-экономическом    │
│                 │  │  │учет и контроль │  │Российской Федерации;│  │развитии страны, области,            │
└═════════════════…  │  └════════════════…  │законы Кемеровской   │  │муниципалитета, хозяйствующих        │
                     │                      │области,             │  │субъектов                            │
                     │                      │постановления,       │  └═════════════════════════════════════…
                     │                      │распоряжения         │        │
    ┌════════════════┴═══════════════‰      │Коллегии             │        \/
    │Финансовые ресурсы:             │      │Администрации        │  ┌═══════════┬═════════════════════════‰
    │средства федерального бюджета;  │      │области и другие     │  │результат  │частные и интегральные   │
    │средства областного бюджета;    │      │инструктивные        │  │управления,│показатели               │
    │средства муниципальных бюджетов;│      │документы            │  │измеряемый ├═════════════════════════┤
    │средства коммерческих и         │      │областного значения; │  │через:     │социально-психологический│
    │некоммерческих организаций      │      │система социальных   │  │           │мониторинг               │
    └════════════════┬═══════════════…      │стандартов и         │  │           ├═════════════════════════┤
                     │                      │финансовых нормативов│  │           │социальные стандарты,    │
                     │                      │для создания         │  │           │потребительскую корзину  │
                     │                      │общественных товаров │  │           ├═════════════════════════┤
                     │                      │и услуг              │  │           │индекс развития          │
                     │                      └═════════════════════…  │           │потенциала (ИРЧП)        │
                     │                                               └═══════════┴═════════════════════════…
                     │                                                      │ 

                     \/                                                     \/

┌══════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════‰
│                             Объект управления: потребности групп населения области                       │
└══════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════…


Развитие системы управления качеством жизни населения связано с преодолением ограниченности финансовых, информационных ресурсов. По мере развития системы управления число показателей, по которым учитывается состояние качества жизни, будет оптимизировано.

В ходе разработки настоящей Концепции проведено исследование управленческого воздействия на процессы, влияющие на качество жизни населения, и определена степень взаимосвязи изменения показателей, влияющих на качество жизни. В результате были выявлены сильно- и слабоуправляемые управленческие зоны.

Высокая теснота связи наблюдается между темпами роста ВРП (млн. руб.) и ВРП на душу населения (руб.), ВРП на душу населения (руб.) и бюджетной обеспеченностью на душу населения (руб.), бюджетной обеспеченностью на душу населения и номинальными денежными доходами на душу населения (руб.), номинальными денежными доходами населения на душу населения (руб.) и покупательной способностью среднедушевых денежных доходов (прожиточных минимумов), реальными расходами бюджетной системы на медицинскую помощь населению, включая платные услуги (руб./чел.) и уровнем заболеваемости (чел./1000 чел.).

Умеренная обратная связь наблюдается между долей налоговых поступлений в ВРП (%) и бюджетной обеспеченностью на душу населения (руб.), введением общей площади жилья (тыс. кв. м) и обеспеченностью населения жильем (кв. м на чел.).

Слабая обратная связь наблюдается между ВРП на душу населения (руб.) и долей налоговых поступлений в ВРП (%), реальными денежными доходами (%) и покупательной способностью среднедушевых денежных доходов (количество прожиточных минимумов).

Управленческое воздействие на факторы, влияющие на качество жизни населения, целесообразно осуществлять с учетом выявленной тесноты взаимосвязи.

Специфика многоуровневой системы управления качеством жизни населения региона вытекает из того, что вся совокупность потребляемых товаров и услуг носит характер индивидуального и общественного совместного потребления. Человек волен сам определять свои потребности и устанавливать меру их потребления в зависимости от своих индивидуальных особенностей. Однако эта мера далеко не всегда соответствует действительным потребностям, что деформирует направленность и оптимальность развития человека, создает угрозу его здоровью.

Следовательно, специфика управления обеспечением качества жизни населения состоит в использовании форм, методов регулирования отклонений меры удовлетворения потребностей в ту или иную сторону от норматива, стандарта, моральных норм: есть товары и услуги, потребление которых вредно для здоровья (алкоголь, наркотики, табак и т.д.) или осуждается обществом (проституция, преступность и т.д.). Целью управления мерой удовлетворения потребностей со стороны субъектов управления является формирование разумных потребностей, способствующих сохранению и укреплению здоровья, духовного потенциала человека, института семьи, материнства и детства.

Управление процессом обеспечения качества жизни рассматривается также как преодоление ограничений в удовлетворении той или иной потребности:

а) личностные ограничения, выступающие как свойства или состояния, препятствующие полноценной психической жизни и личностному росту (психопатия, неадекватная самооценка, ложные установки и ценности, низкая общая культура или низкий уровень развития соответствующей способности);

б) частные экономические ограничения личности: невозможность обеспечить экономические потребности личности, ее притязания на соответствующий уровень ее жизни, достижение определенных социально-экономических стандартов и т.п.;

в) общественно-экономические ограничения - это отсутствие со стороны общества социальных условий для полноценного удовлетворения потребностей. Например, социальным ограничением ребенка, проявляющего интерес к рисованию, является отсутствие кружка рисования в школе или по месту жительства. Отсутствие транспорта, средств связи и т.п. относится к этой же категории ограничений. В качестве социальных ограничений могут выступать социальные и национальные нормы поведения: мораль, традиции, табу, запреты и т.п. как социальные установки.

Управление обеспечением качества жизни населения включает в себя не только устранение каких-то помех, барьеров, внешних препятствий, но и создание условий для развития человека, его культуры, то есть для роста самих потребностей.

Важным для обеспечения управления обеспечением качества жизни населения области является разработка и реализация региональных минимальных социальных стандартов. По мере достижения минимальных социальных стандартов логичным будет переход к разработке и реализации стандартов качества жизни населения.