Система дошкольного образования Кемеровской области представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений: детские сады присмотра и оздоровления, компенсирующего вида, центры развития ребенка, начальные школы-детские сады.
В области функционирует 946 дошкольных образовательных учреждений, в которых воспитывается более 86,3 тыс. детей. По сравнению с 2000 годом количество воспитанников детских садов выросло на 8 процентов (6,9 тыс. детей). В настоящее время 19,6 тыс. детей нуждается в устройстве в детские сады. Только в г. Кемерово очередь в детские сады составляет 4,5 тыс. детей. Проблема с местами в детских садах остро стоит также в городах Новокузнецке, Белове, Прокопьевске, в Кемеровском районе.
Охват традиционным дошкольным воспитанием детей в возрасте от 1,5 до 7 лет в 2004 году составил 55,6 процента (по Российской Федерации - 50%) (таблица 2.18). С учетом новых организационных форм (группы кратковременного пребывания, группы по подготовке к школе, группы раннего развития) - 58,7 процента. По сравнению с 1998 годом охват традиционным воспитанием вырос на 16 процентов.
По данным диспансеризации 2002 года, дети дошкольного возраста с хронической патологией составляют в целом 57,4 процента от всего детского населения. Дети с проблемами в здоровье и развитии (нарушение речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата) имеют возможность наряду с общим развитием пройти реабилитационный курс и получить квалифицированную помощь специалистов-дефектологов. Для них в области действует развитая сеть дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида и детские сады комбинированного вида. Всего таких учреждений 356. В них воспитывается более 16,5 тыс. детей.
Вместе с тем сеть дошкольных учреждений компенсирующего вида расположена в основном в городах. В связи с этим дети, проживающие в большинстве сельских районов, лишены возможности получить квалифицированную помощь специалистов-дефектологов. На селе открываются только группы для детей с нарушением речи.
В области действует 21 образовательное учреждение нового типа для детей дошкольного и младшего школьного возраста: начальная школа - детский сад. В них воспитывается и обучается 1,6 тысячи детей. Наиболее активно работают по развитию новых форм организации дошкольного образования в городах Кемерово, Мариинске, Новокузнецком районе.
В настоящее время в области идет реструктуризация сети образовательных учреждений на селе. В малокомплектных начальных, основных и средних общеобразовательных школах открываются дошкольные отделения. Это позволяет охватить дошкольным образованием и обеспечить равные стартовые возможности при обучении в начальной школе детям, не посещающим детские сады. Кроме того, для увеличения охвата детей дошкольным образованием в детских садах, как в городах, так и на селе открываются бесплатные группы по подготовке детей к школе.
В 2004 - 2005 учебном году в дошкольных учреждениях работают 12,9 тыс. педагогов, из них 9,2 тысячи - воспитатели. Большую часть педагогических работников составляют лица со средним педагогическим образованием - 65,5 процента. 24,5 процента педагогов дошкольных образовательных учреждений имеют высшее образование. В связи с ростом требований к качеству оказываемых образовательных услуг около 6 процентов педагогов обучаются в вузах.
В большинстве территорий родительская плата за содержание ребенка идет на финансирование питания детей в дошкольных учреждениях. Меньше всего за содержание ребенка в детском саду платят родители в Ижморском, Кемеровском, Прокопьевском районах (130 - 150 рублей). Больше всего в городах Гурьевске, Калтане, Междуреченске (500 - 550 рублей). При этом уровень родительской платы в этих территориях не превышает 18 процентов от фактических расходов на содержание ребенка.
В настоящее время изменилась законодательная база, регулирующая деятельность системы дошкольного образования. Система дошкольного образования отнесена к компетенции и ответственности органов местного самоуправления. В связи с этим перед органами местного самоуправления стоит задача - разработка и утверждение муниципальной нормативной правовой базы функционирования системы дошкольного образования, среднесрочных и стратегических программ развития системы дошкольного образования. В муниципальной собственности в настоящее время находится 98 процентов от общего количества детских садов, тогда как в 1992 году доля таких учреждений составляла только 21 процент.
Основные проблемы развития системы дошкольного образования: высокий уровень износа основных фондов, устаревание научно-методического обеспечения образовательного процесса дошкольных учреждений, недостаток мест в дошкольных учреждениях, низкий уровень оплаты труда и пр.
Для решения обозначенных проблем в муниципальные нормативные документы необходимо заложить не только порядок взимания родительской платы и льготы по ее оплате, но и стратегические задачи развития системы дошкольного образования: развитие сети детских садов, отвечающей потребностям населения, новых форм дошкольного образования; улучшение материальной базы; формирование муниципальных норм содержания ребенка в детском саду; подготовка современных кадров и повышение их квалификации.
В 2004 году в области создан межведомственный координационный совет по вопросам дошкольного образования, целью деятельности которого является обеспечение условий для получения детьми качественного дошкольного образования, увеличения охвата детей дошкольным образованием.