Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 - 2008 ГОДЫ

Таблица 2.18


       Развитие образования в Кемеровской области в 1998 - 2004 г.г.

┌═══════════════════┬════┬═════════════════════════════════════════‰
│    Наименование   │Ед. │                   Годы                  │
│     показателей   │изм.├═════┬═════┬═════┬═════┬═════┬═════┬═════┤
│                   │    │ 1998│ 1999│ 2000│ 2001│ 2002│ 2003│ 2004│
│                   │    │     │     │     │     │     │     │(оце-│
│                   │    │     │     │     │     │     │     │нка  │
├═══════════════════┼════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
│          1        │ 2  │  3  │  4  │  5  │  6  │  7  │  8  │  9  │
├═══════════════════┼════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
│Расходы на одного  │тыс.│  1,9│  3,2│  4,5│  5,8│ 10,5│ 14,3│ 14,7│
│обучающегося       │руб.│     │     │     │     │     │     │     │
│в системе общего   │    │     │     │     │     │     │     │     │
│среднего           │    │     │     │     │     │     │     │     │
│образования        │    │     │     │     │     │     │     │     │
├═══════════════════┼════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
│Охват              │ %  │ 39,6│ 47,9│ 43,4│ 52,8│ 53,7│ 55,2│ 55,6│
│(обеспеченность)   │    │     │     │     │     │     │     │     │
│дошкольными        │    │     │     │     │     │     │     │     │
│учреждениями,      │    │     │     │     │     │     │     │     │
│в том числе:       │    │     │     │     │     │     │     │     │
├═══════════════════┼════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
│  в городе         │ %  │ 42,1│ 51,3│ 46,5│ 56,3│ 57,0│ 59,0│ 59,0│
│  в селе           │    │ 25,5│ 29,8│ 26,6│ 33,4│35,3 │ 33,5│ 33,5│
├═══════════════════┼════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
│Охват обучением    │ %  │ 83,4│ 82,9│ 83,2│ 83,9│ 83,5│ 80,7│ 80,7│
│в дневных          │    │     │     │     │     │     │     │     │
│общеобразовательных│    │     │     │     │     │     │     │     │
│учебных заведениях │    │     │     │     │     │     │     │     │
│в % от общей       │    │     │     │     │     │     │     │     │
│численности детей  │    │     │     │     │     │     │     │     │
│соответствующего   │    │     │     │     │     │     │     │     │
│возраста,          │    │     │     │     │     │     │     │     │
│в том числе:       │    │     │     │     │     │     │     │     │
│  в городе         │    │ 83,9│ 83,4│ 84,0│ 84,0│ 84,6│ 81,2│ 81,2│
│  в селе           │    │ 80,7│ 80,2│ 79,0│ 78,5│ 77,9│ 74,7│ 74,7│
├═══════════════════┼════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
│Охват обучением    │ %  │ 42,9│ 48,1│ 51,7│ 56,0│ 60,4│ 62,1│ 62,1│
│в учреждениях      │    │     │     │     │     │     │     │     │
│дополнительного    │    │     │     │     │     │     │     │     │
│образования в % от │    │     │     │     │     │     │     │     │
│общей численности  │    │     │     │     │     │     │     │     │
│детей              │    │     │     │     │     │     │     │     │
│соответствующего   │    │     │     │     │     │     │     │     │
│возраста           │    │     │     │     │     │     │     │     │
├═══════════════════┼════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
│Количество         │чел.│17710│17673│18431│19126│20270│21700│21800│
│детей-сирот и      │    │     │     │     │     │     │     │     │
│детей, оставшихся  │    │     │     │     │     │     │     │     │
│без попечения      │    │     │     │     │     │     │     │     │
│родителей          │    │     │     │     │     │     │     │     │
├═══════════════════┼════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
│Количество         │ед. │   66│   66│   67│   71│  107│  132│  137│
│учреждений для     │    │     │     │     │     │     │     │     │
│детей-сирот и      │    │     │     │     │     │     │     │     │
│детей, оставшихся  │    │     │     │     │     │     │     │     │
│без попечения      │    │     │     │     │     │     │     │     │
│родителей          │    │     │     │     │     │     │     │     │
├═══════════════════┼════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
│Количество         │тыс.│ н/д │ н/д │ н/д │329,8│341,0│331,3│309,0│
│оздоровленных детей│чел.│     │     │     │     │     │     │     │
│Кемеровской области│    │     │     │     │     │     │     │     │
└═══════════════════┴════┴═════┴═════┴═════┴═════┴═════┴═════┴═════…


Наблюдается снижение охвата обучением в дневных общеобразовательных учебных заведениях детей соответствующего возраста с 83,4 процента в 1998 году до 80,7 процента в 2004 году. Особенно ярко проявляется снижение показателя на селе - 80,7 и 74,7 процента соответственно.

В области 167 учреждений дополнительного образования, в которых занимаются 202,5 тыс. детей и подростков. 62 процента учащихся 1 - 11-х классов посещают учреждения дополнительного образования, что больше по сравнению с 1998 годом на 19 процентов.

Количество оздоровленных детей в Кемеровской области за последние два года несколько снизилось. Оздоровление детей в основном осуществляется за счет целевого финансирования программ детского отдыха из бюджетов всех уровней.

Начиная с 1998 года в области отмечается рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За период с 1998 по 2004 год количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возросло на 23 процента и достигло 21800 человек. За анализируемый период в области в два раза возросло число учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, в анализируемой сфере можно выделить критические зоны, связанные со снижением охвата обучением в дневных общеобразовательных учебных заведениях детей соответствующего возраста, увеличением числа беспризорных и безнадзорных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В то же время наблюдаются положительные тенденции развития системы образования. В области систематически реализуются мероприятия, направленные на развитие сферы образования. Видовая дифференциация сети средних образовательных учреждений позволила расширить доступность образования и расширить перечень образовательных услуг для населения. В школах созданы условия для повышения качества образования: повышена оснащенность компьютерами в школах за два года с 30 процентов до 60,4 процента, в трети средних школ обновлено спортивное оборудование, сельские школы получили спутниковые тарелки для подключения к сети Интернет. Только за 2004 год 530 общеобразовательных школ оснащено компьютерной техникой, 129 школ области - спортивным оборудованием, 38 учреждений образования с круглосуточным пребыванием детей - оборудованием противопожарной безопасности, 366 школ подключены к сети Интернет и пр. Кроме того, в сельских школах закончено формирование учебного фонда библиотек для начальной ступени обучения (1 - 4-й классы).

За счет привлеченных средств удалось не только укрепить учебно-материальную базу образовательных учреждений, но и поддержать перспективные направления развития системы образования: организовать работу зимней и летней школ для одаренных детей, проведение научно-практических конференций для школьников "Шаг в будущее"; подготовить и издать учебные и наглядные пособия по региональному компоненту; в рамках федеральных экспериментов отрабатывать модели нового содержания общего образования (в 12-летней школе) и профильной подготовки; организовать регулярное проведение конкурсов педагогического мастерства по различным номинациям с обобщением и распространением передового опыта; организовать работу областных экспериментальных площадок по актуальным проблемам развития образования.

В 2004 году на территории Кемеровской области были реализованы законы Кемеровской области об образовании в Кемеровской области - 22,4 млн. рублей, об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье - 3,0 млн. рублей, о вкладах на накопительные лицевые счета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 23,4 млн. руб. Кроме того, на территории Кемеровской области были реализованы мероприятия федеральных целевых программ развития образования ("Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних подростков", "Одаренные дети"), что позволило оснастить почти 2/3 учреждений образования области современной медицинской техникой, автотранспортом, специальными кабинетами для профессиональной ориентации подростков, учебниками и справочной литературой.

С 2001 года в области реализуется проект "Школьный автобус", цель которого - обеспечить сельские учреждения образования и учреждения для детей-сирот автобусами. За это время на средства областного бюджета приобретено 87 автобусов.

Массовый характер приобрела организация летнего отдыха в Кузбассе. По итогам 2004 года всеми формами летнего отдыха, оздоровления и занятости было охвачено 309 тыс. школьников, что составило 99,8 процента. Принят Закон Кемеровской области "О государственной поддержке организации отдыха, оздоровления и занятости детей в Кемеровской области", где определены льготные категории детей, чей отдых обеспечивается за счет средств областного бюджета. К их числу отнесены: дети-сироты, одаренные дети, дети из семей погибших военнослужащих, шахтеров, металлургов, работников милиции и др., дети из опекаемых семей. В настоящее время рассматриваются варианты организации круглогодичного отдыха и оздоровления детей с использованием имеющихся баз региональных санаториев и профилакториев Кузбасса, оздоровительных центров.

В 2004 году была скорректирована Концепция развития системы образования Кемеровской области и в соответствии с этим разработаны и реализуются следующие областные программы: "Антитеррор", в рамках которой предусмотрено обеспечение образовательных учреждений средствами защиты от угрозы терроризма, "Здоровье кузбассовцев", в рамках которой предусмотрено оздоровление работников образования; "Пожаробезопасность", в рамках которой предусмотрено обеспечение образовательных учреждений оборудованием по противопожарной безопасности; "Комплексные меры против злоупотребления наркотиками", в рамках которой предусмотрено проведение антинаркотических мероприятий с детьми и подростками.

Интегральная оценка сферы образования Кемеровской области, отражающая среднегодовой темп роста профильной сферы с учетом весовых коэффициентов за 1998 - 2004 годы, составляет 101,65 процента, что свидетельствует о стабильном состоянии профильной сферы.

Развитие системы образования Кемеровской области происходит на фоне проблем, на которые должно быть обращено внимание: недостаточное финансирование и износ материальной базы системы образования; низкая оснащенность школ учебно-лабораторным оборудованием; недостаточная обеспеченность средствами пожарной безопасности, увеличение доли педагогов пенсионного возраста и соответственно уменьшение педагогов со стажем работы до 2 лет (молодых специалистов); недостаточная защита жилищных прав детей-сирот.

Решение перечисленных выше проблем системы образования будет способствовать стабилизации социальной сферы в Кемеровской области. В 2005 году работа в сфере образования будет вестись в рамках Концепции модернизации российского образования до 2010 года. В рамках реализации Концепции важнейшей задачей развития системы образования Кемеровской области на 2005 - 2006 годы является расширение доступности и создание условий для получения качественного образования для различных категорий и социальных групп населения.

В области разработана региональная целевая подпрограмма "Общее среднее образование - 2005", в рамках которой предполагается осуществить мероприятия по обеспечению жильем детей-сирот, организации круглогодичного отдыха и оздоровления детей, созданию условий для обеспечения безопасности образовательных учреждений, укреплению материально-технической базы образовательных учреждений (приобретение кабинетов химии, физики), организации работы летней и зимней школы для одаренных детей, проведению предметных олимпиад и пр.

Планируется реализация мероприятий по системе общего образования в Кемеровской области, в том числе дальнейшая компьютеризация общеобразовательных учреждений области, оснащение школ спортивным оборудованием и инвентарем, приобретение оборудования по противопожарной безопасности, оснащение образовательных учреждений оборудованием и учебными пособиями.

Важнейшими ориентирами долгосрочного развития образования выступают: обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей в получении качественного дошкольного, общего и дополнительного образования; развитие муниципальных образовательных инфраструктур для максимального удовлетворения потребностей населения Кузбасса в образовательных услугах; развитие государственно-общественных форм управления образованием через создание в каждом учреждении образования советов по управлению образованием, попечительских советов; сохранение принципа непрерывности образования; восстановление единства системы воспитания и обучения; повышение социального и общественного статуса педагогических работников Кемеровской области, усиление их государственной и общественной поддержки; введение в воспитательно-образовательный процесс современных инновационных технологий.