Развитие образования в Кемеровской области в 1998 - 2004 г.г.
┌═══════════════════┬════┬═════════════════════════════════════════‰
│ Наименование │Ед. │ Годы │
│ показателей │изм.├═════┬═════┬═════┬═════┬═════┬═════┬═════┤
│ │ │ 1998│ 1999│ 2000│ 2001│ 2002│ 2003│ 2004│
│ │ │ │ │ │ │ │ │(оце-│
│ │ │ │ │ │ │ │ │нка │
├═══════════════════┼════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │
├═══════════════════┼════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
│Расходы на одного │тыс.│ 1,9│ 3,2│ 4,5│ 5,8│ 10,5│ 14,3│ 14,7│
│обучающегося │руб.│ │ │ │ │ │ │ │
│в системе общего │ │ │ │ │ │ │ │ │
│среднего │ │ │ │ │ │ │ │ │
│образования │ │ │ │ │ │ │ │ │
├═══════════════════┼════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
│Охват │ % │ 39,6│ 47,9│ 43,4│ 52,8│ 53,7│ 55,2│ 55,6│
│(обеспеченность) │ │ │ │ │ │ │ │ │
│дошкольными │ │ │ │ │ │ │ │ │
│учреждениями, │ │ │ │ │ │ │ │ │
│в том числе: │ │ │ │ │ │ │ │ │
├═══════════════════┼════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
│ в городе │ % │ 42,1│ 51,3│ 46,5│ 56,3│ 57,0│ 59,0│ 59,0│
│ в селе │ │ 25,5│ 29,8│ 26,6│ 33,4│35,3 │ 33,5│ 33,5│
├═══════════════════┼════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
│Охват обучением │ % │ 83,4│ 82,9│ 83,2│ 83,9│ 83,5│ 80,7│ 80,7│
│в дневных │ │ │ │ │ │ │ │ │
│общеобразовательных│ │ │ │ │ │ │ │ │
│учебных заведениях │ │ │ │ │ │ │ │ │
│в % от общей │ │ │ │ │ │ │ │ │
│численности детей │ │ │ │ │ │ │ │ │
│соответствующего │ │ │ │ │ │ │ │ │
│возраста, │ │ │ │ │ │ │ │ │
│в том числе: │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ в городе │ │ 83,9│ 83,4│ 84,0│ 84,0│ 84,6│ 81,2│ 81,2│
│ в селе │ │ 80,7│ 80,2│ 79,0│ 78,5│ 77,9│ 74,7│ 74,7│
├═══════════════════┼════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
│Охват обучением │ % │ 42,9│ 48,1│ 51,7│ 56,0│ 60,4│ 62,1│ 62,1│
│в учреждениях │ │ │ │ │ │ │ │ │
│дополнительного │ │ │ │ │ │ │ │ │
│образования в % от │ │ │ │ │ │ │ │ │
│общей численности │ │ │ │ │ │ │ │ │
│детей │ │ │ │ │ │ │ │ │
│соответствующего │ │ │ │ │ │ │ │ │
│возраста │ │ │ │ │ │ │ │ │
├═══════════════════┼════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
│Количество │чел.│17710│17673│18431│19126│20270│21700│21800│
│детей-сирот и │ │ │ │ │ │ │ │ │
│детей, оставшихся │ │ │ │ │ │ │ │ │
│без попечения │ │ │ │ │ │ │ │ │
│родителей │ │ │ │ │ │ │ │ │
├═══════════════════┼════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
│Количество │ед. │ 66│ 66│ 67│ 71│ 107│ 132│ 137│
│учреждений для │ │ │ │ │ │ │ │ │
│детей-сирот и │ │ │ │ │ │ │ │ │
│детей, оставшихся │ │ │ │ │ │ │ │ │
│без попечения │ │ │ │ │ │ │ │ │
│родителей │ │ │ │ │ │ │ │ │
├═══════════════════┼════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
│Количество │тыс.│ н/д │ н/д │ н/д │329,8│341,0│331,3│309,0│
│оздоровленных детей│чел.│ │ │ │ │ │ │ │
│Кемеровской области│ │ │ │ │ │ │ │ │
└═══════════════════┴════┴═════┴═════┴═════┴═════┴═════┴═════┴═════…
Наблюдается снижение охвата обучением в дневных общеобразовательных учебных заведениях детей соответствующего возраста с 83,4 процента в 1998 году до 80,7 процента в 2004 году. Особенно ярко проявляется снижение показателя на селе - 80,7 и 74,7 процента соответственно.
В области 167 учреждений дополнительного образования, в которых занимаются 202,5 тыс. детей и подростков. 62 процента учащихся 1 - 11-х классов посещают учреждения дополнительного образования, что больше по сравнению с 1998 годом на 19 процентов.
Количество оздоровленных детей в Кемеровской области за последние два года несколько снизилось. Оздоровление детей в основном осуществляется за счет целевого финансирования программ детского отдыха из бюджетов всех уровней.
Начиная с 1998 года в области отмечается рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За период с 1998 по 2004 год количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возросло на 23 процента и достигло 21800 человек. За анализируемый период в области в два раза возросло число учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, в анализируемой сфере можно выделить критические зоны, связанные со снижением охвата обучением в дневных общеобразовательных учебных заведениях детей соответствующего возраста, увеличением числа беспризорных и безнадзорных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В то же время наблюдаются положительные тенденции развития системы образования. В области систематически реализуются мероприятия, направленные на развитие сферы образования. Видовая дифференциация сети средних образовательных учреждений позволила расширить доступность образования и расширить перечень образовательных услуг для населения. В школах созданы условия для повышения качества образования: повышена оснащенность компьютерами в школах за два года с 30 процентов до 60,4 процента, в трети средних школ обновлено спортивное оборудование, сельские школы получили спутниковые тарелки для подключения к сети Интернет. Только за 2004 год 530 общеобразовательных школ оснащено компьютерной техникой, 129 школ области - спортивным оборудованием, 38 учреждений образования с круглосуточным пребыванием детей - оборудованием противопожарной безопасности, 366 школ подключены к сети Интернет и пр. Кроме того, в сельских школах закончено формирование учебного фонда библиотек для начальной ступени обучения (1 - 4-й классы).
За счет привлеченных средств удалось не только укрепить учебно-материальную базу образовательных учреждений, но и поддержать перспективные направления развития системы образования: организовать работу зимней и летней школ для одаренных детей, проведение научно-практических конференций для школьников "Шаг в будущее"; подготовить и издать учебные и наглядные пособия по региональному компоненту; в рамках федеральных экспериментов отрабатывать модели нового содержания общего образования (в 12-летней школе) и профильной подготовки; организовать регулярное проведение конкурсов педагогического мастерства по различным номинациям с обобщением и распространением передового опыта; организовать работу областных экспериментальных площадок по актуальным проблемам развития образования.
В 2004 году на территории Кемеровской области были реализованы законы Кемеровской области об образовании в Кемеровской области - 22,4 млн. рублей, об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье - 3,0 млн. рублей, о вкладах на накопительные лицевые счета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 23,4 млн. руб. Кроме того, на территории Кемеровской области были реализованы мероприятия федеральных целевых программ развития образования ("Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних подростков", "Одаренные дети"), что позволило оснастить почти 2/3 учреждений образования области современной медицинской техникой, автотранспортом, специальными кабинетами для профессиональной ориентации подростков, учебниками и справочной литературой.
С 2001 года в области реализуется проект "Школьный автобус", цель которого - обеспечить сельские учреждения образования и учреждения для детей-сирот автобусами. За это время на средства областного бюджета приобретено 87 автобусов.
Массовый характер приобрела организация летнего отдыха в Кузбассе. По итогам 2004 года всеми формами летнего отдыха, оздоровления и занятости было охвачено 309 тыс. школьников, что составило 99,8 процента. Принят Закон Кемеровской области "О государственной поддержке организации отдыха, оздоровления и занятости детей в Кемеровской области", где определены льготные категории детей, чей отдых обеспечивается за счет средств областного бюджета. К их числу отнесены: дети-сироты, одаренные дети, дети из семей погибших военнослужащих, шахтеров, металлургов, работников милиции и др., дети из опекаемых семей. В настоящее время рассматриваются варианты организации круглогодичного отдыха и оздоровления детей с использованием имеющихся баз региональных санаториев и профилакториев Кузбасса, оздоровительных центров.
В 2004 году была скорректирована Концепция развития системы образования Кемеровской области и в соответствии с этим разработаны и реализуются следующие областные программы: "Антитеррор", в рамках которой предусмотрено обеспечение образовательных учреждений средствами защиты от угрозы терроризма, "Здоровье кузбассовцев", в рамках которой предусмотрено оздоровление работников образования; "Пожаробезопасность", в рамках которой предусмотрено обеспечение образовательных учреждений оборудованием по противопожарной безопасности; "Комплексные меры против злоупотребления наркотиками", в рамках которой предусмотрено проведение антинаркотических мероприятий с детьми и подростками.
Интегральная оценка сферы образования Кемеровской области, отражающая среднегодовой темп роста профильной сферы с учетом весовых коэффициентов за 1998 - 2004 годы, составляет 101,65 процента, что свидетельствует о стабильном состоянии профильной сферы.
Развитие системы образования Кемеровской области происходит на фоне проблем, на которые должно быть обращено внимание: недостаточное финансирование и износ материальной базы системы образования; низкая оснащенность школ учебно-лабораторным оборудованием; недостаточная обеспеченность средствами пожарной безопасности, увеличение доли педагогов пенсионного возраста и соответственно уменьшение педагогов со стажем работы до 2 лет (молодых специалистов); недостаточная защита жилищных прав детей-сирот.
Решение перечисленных выше проблем системы образования будет способствовать стабилизации социальной сферы в Кемеровской области. В 2005 году работа в сфере образования будет вестись в рамках Концепции модернизации российского образования до 2010 года. В рамках реализации Концепции важнейшей задачей развития системы образования Кемеровской области на 2005 - 2006 годы является расширение доступности и создание условий для получения качественного образования для различных категорий и социальных групп населения.
В области разработана региональная целевая подпрограмма "Общее среднее образование - 2005", в рамках которой предполагается осуществить мероприятия по обеспечению жильем детей-сирот, организации круглогодичного отдыха и оздоровления детей, созданию условий для обеспечения безопасности образовательных учреждений, укреплению материально-технической базы образовательных учреждений (приобретение кабинетов химии, физики), организации работы летней и зимней школы для одаренных детей, проведению предметных олимпиад и пр.
Планируется реализация мероприятий по системе общего образования в Кемеровской области, в том числе дальнейшая компьютеризация общеобразовательных учреждений области, оснащение школ спортивным оборудованием и инвентарем, приобретение оборудования по противопожарной безопасности, оснащение образовательных учреждений оборудованием и учебными пособиями.
Важнейшими ориентирами долгосрочного развития образования выступают: обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей в получении качественного дошкольного, общего и дополнительного образования; развитие муниципальных образовательных инфраструктур для максимального удовлетворения потребностей населения Кузбасса в образовательных услугах; развитие государственно-общественных форм управления образованием через создание в каждом учреждении образования советов по управлению образованием, попечительских советов; сохранение принципа непрерывности образования; восстановление единства системы воспитания и обучения; повышение социального и общественного статуса педагогических работников Кемеровской области, усиление их государственной и общественной поддержки; введение в воспитательно-образовательный процесс современных инновационных технологий.