Оценка качества жизни населением Кемеровской области (осень 2003 г.)
мужчины 2,94
женщины 2,82
до 30 лет 2,95
30 - 39 лет 2,85
40 - 49 лет 2,89
50 - 59 лет 2,87
60 и более лет 2,80
образование ниже среднего 2,75
среднее, в том числе ПТУ 2,78
средне-специальное 2,88
высшее 3,04
работники госпредприятий 2,88
негосударственные работники 2,96
пенсионеры 2,79
неработающие 2,84
квартира 2,92
дом 2,83
общежитие 2,70
одинокие 2,73
семья из 2 человек 2,84
семья из 3 человек 2,92
семья из 4 человек 2,96
семья из 5 человек и более 2,79
нет детей до 18 лет 2,89
один ребенок до 18 лет 2,88
два и более детей 2,84
верующие 2,87
неверующие 2,89
север области 2,82
центр области 2,84
юг области 2,98
крупные города 2,90
средние города 2,77
малые города 2,93
поселки городского типа 2,90
села 2,91
В то же время необходимо отметить позитивную динамику по ряду оценочных индикаторов уровня жизни по сравнению с 1999 годом. Улучшилась обеспеченность населения предметами длительного пользования, произошло уменьшение степени распространения потребительских характеристик бедности, связанных с питанием, ремонтом, обновлением одежды, необходимостью покупать жизненно важные лекарства, медицинские приборы и оплачивать пребывание детей в дошкольных учреждениях. Наиболее заметна позитивная динамика этих показателей по следующим категориям населения: лица с высшим образованием; занятые в негосударственном секторе экономики; проживающие в семьях, состоящих из 3 - 4 человек; жители крупных городов и южной части Кузбасса. Наиболее низкие показатели уровня жизни фиксируются среди людей с низким уровнем образования (неполное среднее); пенсионеров; домохозяйств, состоящих из одного человека, жителей средних городов и севера Кемеровской области. Интегральный показатель уровня жизни в среднем по области составил 3,08 балла.
При оценке общих условий жизни оказалось, что каждый второй кузбассовец не доволен условиями жизни. Полностью удовлетворенных очень мало - около 1 процента, а остальные дали среднюю оценку. При этом на фоне ответов предыдущих 5 лет современные отзывы приобрели ощутимо более положительную окраску. Почти половина кузбассовцев довольны своей жизнью, им оппонируют чуть меньшая доля земляков (41%). Важнейший фактор условий жизни - материальный - получил значительно более критические отзывы - 20 процентов граждан удовлетворены им, а 77 процентов - нет. Основным источником доходов граждан является заработная плата по основному месту работы, социальные выплаты, доходы от личного подсобного хозяйства и помощь родственников. Ответы по поводу состояния кузбасской экономики разделились почти поровну между положительными и отрицательными, но последних все-таки на 5 процентов больше.
Итоговый показатель общих условий жизни составил 2,45 балла. Более позитивно их оценили молодежь, высокообразованные, члены семей из 4 человек, более доходные категории, считающие себя более обеспеченными, селяне и южане, а более негативно - 40 - 59-летние кузбассовцы, получившие образование не выше общего среднего, одинокие люди, а также представители самых больших семей, имеющие двух и более детей, обладающие самыми скромными доходами и осознающие это, жильцы общежитий, население средних кузбасских городов, жители северных территорий.
Оценки кузбассовцами как своего здоровья, так и его охраны носят преимущественно негативный оттенок, особенно это касается функционирования системы здравоохранения. Большая часть населения не зафиксировала за последние годы положительных сдвигов в деле охраны здоровья людей. Критические ответы на вопросы медицинской тематики обусловили низкий интегральный коэффициент здоровья и его охраны, составивший 2,21 балла. Сравнительный анализ показал, что оценки ниже у женщин, пожилых, менее образованных, пенсионеров, одиноких, малообеспеченных, жителей средних городов и северян, а выше - у мужчин, молодых, наиболее образованных, работников негосударственного сектора экономики, представителей семей из 4 человек, более обеспеченных, селян и жителей южных территорий.
Проблемы образования кузбассовцы не относят к самым острым, хотя и не признают их разрешенности. Системы дошкольного воспитания, школьного обучения, профессионального образования (начального, среднего и высшего) оцениваются скорее положительно, чем отрицательно, но доступность желаемого образования характеризуется как очень низкая.
Трудовая сфера оценивается более критично. Очень немногие, по мнению кузбассовцев, могут в настоящее время выбрать предпочитаемый вид трудовой деятельности, без проблем поменять работу, найти приемлемую работу для дополнительного заработка. Много нареканий имеет уровень оплаты труда.
Содержательная сторона труда больше удовлетворяет работающее население, чем не удовлетворяет. Более половины работников не получают сегодня никакой социальной помощи от своих работодателей, треть - получает, но недостаточную.
Недовольно население и деятельностью российских профсоюзов в плане защиты интересов трудящихся. Безработица (и ее неразрешенность во времени) оценивается гражданами как самая актуальная общественная проблема.
Неудовлетворенность трудовой сферой, оплатой труда, однако, не стимулируют людей к активной предпринимательской деятельности. Только 4 процента кузбассовцев сейчас в той или иной мере занимаются бизнесом, и четверть хотели бы им заняться в принципе, остальных предпринимательство не привлекает.
В целом оценка системы образования и труда составила 2,51 балла. Она очень слабо зависит от социально-демографических характеристик респондентов. Исключение составляют лишь возраст и уровень доходов, а точнее, самооценка материального благосостояния.
Функционирование предприятий бытовой сферы оценивается кузбассовцами преимущественно на среднем уровне. При этом оценки из года в год растут. Но удовлетворенность работой жилищно-эксплуатационных контор и ремонтно-эксплуатационных участков скорее низкая. Кузбассовцы не относят бытовую сферу к остро актуальным, но ряд вопросов, связанных с повседневной жизнью городского (поселкового) сообщества, их беспокоит. Так, граждане не довольны плохим освещением дворов и улиц, отсутствием или плохим состоянием детских площадок, дорог. В то же время работа пассажирского транспорта, оборудование его остановок скорее удовлетворяют кузбассовцев, чем нет. Итоговый показатель удовлетворенности бытовой сферой составил 2,77 балла. Определенное влияние на его значение оказывают пол, возраст людей, численность семьи, доход, тип жилья. А самое большое влияние оказали регион проживания и тип населенного пункта.
Жилищная проблема воспринимается кузбассовцами как одна из самых актуальных и застойных проблем. Основные причины недовольства - высокая квартплата, недостаток жилой площади, ветхость жилья, необходимость его ремонта. На муниципальном уровне жители области также подчеркивают большую актуальность ветхости и недостатка жилья. Такие проблемы, как перебои с энерго-, водо- и теплоснабжением по преимуществу разрешены, хотя в некоторых городах и поселках они еще имеются.
Из сравнительного анализа ясно, что больше жилищными условиями удовлетворены проживающие в квартирах многоквартирных домов, пенсионеры, жители крупных городов, наименее образованные, бездетные, одинокие, а меньше - обитатели общежитий, 30 - 39-летние граждане, бюджетники, население средних по размеру городов, имеющие среднее специальное образование, большие семьи с двумя и более несовершеннолетними детьми.
Почти 60 процентов населения Кемеровской области довольны природой, окружающей их населенный пункт, и считают ее пригодной для полноценного отдыха. Но только пятая часть жителей дали позитивные оценки экологической обстановке в регионе. Подавляющее же большинство экологией не удовлетворено. Четверть населения возводит проблему скудной природной инфраструктуры городов и поселков в разряд очень актуальных. Еще треть не снимает с повестки дня проблему слабого озеленения дворов и улиц, и лишь 22 процента граждан вполне довольны им. По мнению только 22 процентов кузбассовцев, они пьют чистую воду и дышат чистым воздухом, полностью удовлетворяя соответствующую потребность, половина людей удовлетворяют ее лишь отчасти, а 27 процентов - не удовлетворяют совсем. Итоговый показатель природно-экологической обстановки составил 2,89, оказавшись более высоким у селян, проживающих в частных домах, пожилых и одиноких людей, менее образованных и населения центральной части региона.
Опрос по правовой тематике показал, что только 5 процентов кузбассовцев говорят о полном удовлетворении потребности в защите прав (почти у половины населения потребность совсем не удовлетворяется), лишь 2 процента уверены, что честные люди надежно защищены российскими законами (около 60% дают отрицательный ответ на соответствующий вопрос). В то же время люди скорее положительно, чем отрицательно оценивают свободу совести и вероисповедания, а также доступность юридической помощи, хотя последняя оценка с 2003 года ощутимо снизилась. Средняя оценка правовой составляющей качества жизни равняется 2,56 балла. Выше она у молодежи, семей из двух человек, более обеспеченных и селян, а ниже - у 40 - 49-летних граждан, представителей самых больших семей, менее обеспеченных и жителей больших городов.
Работа правоохранительной системы требует серьезного улучшения. Ее суммарная оценка составила 2,01 балла. Кузбассовцы считают уровень преступности в области высоким, а принимаемые меры по обеспечению охраны правопорядка, противодействию криминалу недостаточными. Примерно три четверти респондентов не удовлетворено защищенностью граждан от разбойных нападений, работой по раскрытию краж. Значительное количество опрошенных жителей Кузбасса не верят в справедливость российского суда. В то же время респонденты из числа молодежи, более обеспеченных граждан, селян дали оценку работы органов правопорядка выше среднего балла.
Общее отношение к страхованию у кузбассовцев не самое лучшее, но более трети из них все-таки приобрели страховые полисы. Полноценную материальную помощь в случае стихийного бедствия ожидают немногие, причем пессимизм с годами нарастает. Как правило, не удовлетворяются потребности людей в защищенности своих сбережений и имущества, в наличии накоплений на "черный день", слабо удовлетворяются потребности в личной безопасности. Все это обусловило достаточно низкий итоговый показатель форс-мажорной защиты, особенно у женщин, 40 - 49-летних людей, работающих в государственном секторе экономики, менее обеспеченных и проживающих в крупных городах. Выше анализируемая оценка у мужчин, молодежи, неработающих, малообеспеченных и селян.
Органы управления оцениваются кузбассовцами чаще отрицательно, чем положительно. Но три субъекта власти получили преимущественно положительные отзывы: Президент Российской Федерации, Администрация области и, особенно, Губернатор Кемеровской области. Самые негативные оценки достались Государственной Думе. Оценивая заботу государства о благополучии населения в целом, кузбассовцы в подавляющем большинстве случаев (81%) дают негативные оценки, но следует заметить, что их стало меньше, чем два и, особенно, четыре года назад. Четверть жителей области считают весьма актуальной для своих городов и поселков проблему произвола властей, еще почти треть отнесла ее к не очень актуальным и лишь каждый шестой - к совсем неактуальным. Одной из причин негативного отношения к властям является растущий бюрократизм. Суммарная оценка управленческой системы составила 2,86 балла. Выше она у самых пожилых людей, наименее образованных, пенсионеров, одиноких, проживающих в частных домах, рабочих поселках и селах, а также в центральной части области, а ниже - у 50 - 59-летних граждан, имеющих высшее образование, работников негосударственных предприятий, представителей больших семей, жителей крупных городов.
Каждый третий кузбассовец считает, что в стране достаточно учреждений культуры, но на региональном уровне об их достаточности заявляет лишь каждый пятый. При этом большинство людей убеждены, что государство не заботится о морально-психологическом самочувствии своих граждан. В то же время более половины населения считают, что в стране многое сделано для удовлетворения религиозных запросов людей. Почти треть жителей области признают круг своего общения очень интересным, половина - не очень интересным, а 6 процентов - совсем неинтересным. Некоторые кузбассовцы постоянно испытывают нехватку информации. Домашний Интернет есть у ограниченного числа лиц, а чаще всего граждане хотят, но не могут (по техническим и финансовым причинам) подключиться к глобальной информационной сети. Итоговый показатель информационно-культурной среды составил 3 балла. Больше он у самых пожилых, жителей поселков городского типа и центральной части области, а меньше - у 40 - 49-летних, жителей средних городов и жителей южных территорий.
Хотя в целом по массиву опрошенных удовлетворенность жителей объемом свободного времени средняя, почти треть из них в той или иной степени испытывает его дефицит. В структуре свободного времяпрепровождения большую часть занимают развлекательные, направленные на отдых, дешевые виды деятельности. В целом по опрошенным удовлетворенность досугом также средняя. Однако здесь имеются существенные различия между разными категориями населения. Выделяются низкой удовлетворенностью досугом возрастная группа 40 - 49 лет, лица с общим средним образованием, работники негосударственных предприятий, малообеспеченные граждане и члены больших семей.
В структуре потребностей в принадлежности к социальным группам наиболее высоко удовлетворяемыми являются потребности в надежных друзьях, в семье, в близких знакомых и хороших соседях. Хуже удовлетворение от трудового коллектива. Однако в целом все названные потребности удовлетворяются выше среднего уровня. Интегральный показатель условий жизни "принадлежность" равен 3,62 балла. Вариация же этого показателя в различных социально-демографических группах невелика и связана в основном с численным составом семьи и уровнем материального благосостояния граждан.
Интегральный показатель качества жизни "признание" существенно ниже показателя "принадлежность" (2,91 балла против 3,62 балла). Потребность жителей области в уважении и признании сегодня удовлетворяется хуже, чем потребность в принадлежности. Наиболее благополучно здесь положение с уважением со стороны окружающих, то есть в социальной микросреде, а наиболее дефицитно признание заслуг со стороны властей и общества. Значительную часть жителей характеризует неудовлетворенность собой и пониженный тонус настроения. Жители более всего удовлетворены социальным имиджем Кузбасса, деятельностью Губернатора области и Президента страны. Наиболее высока удовлетворенность потребности в уважении и признании у старшей возрастной группы жителей и у более материально обеспеченных граждан.
Потребность в самоактуализации - наименее удовлетворяемая из группы высших потребностей личности. При этом хуже всего обстоит дело с оценкой людьми своих жизненных перспектив и возможностей для реализации ими своего потенциала. Уверенности в завтрашнем дне не ощущают 38 процентов жителей области, а свой потенциал не имеют возможности реализовать от 30 до 47 процентов опрошенных. Как реакция на это - у многих кузбассовцев имеет место потеря ощущения полноты и осмысленности жизни, существование одним днем, без постановки значительных целей и надежды на лучшее будущее.
Суммарный показатель условий жизни составил 2,68. Выше других население оценило условия удовлетворения потребности в принадлежности, досуг и культурно-информационную среду, а самые низкие оценки получили работа правоохранительных органов, здоровье и его охрана, защита в обстоятельствах форс-мажора. Условия жизни выше оценивают молодежь, селяне, более обеспеченные и, особенно, считающие себя таковыми, а ниже - жители средних городов, 40 - 49-летние кузбассовцы и наименее обеспеченные.
В разрезе проблем, которые больше всего волнуют кузбассовцев, были выделены безработица, жилищная проблема и охрана здоровья. Среди местных проблем наиболее актуальными для людей являются рост числа наркоманов и алкоголиков, лиц без определенного места жительства и нищих, обветшание жилья, плохое освещение улиц, дворов и другие.
Представляет интерес оценка населением Кузбасса субъектов, которые оказывают поддержку. Подавляющее большинство кузбассовцев рассчитывают на собственные возможности, многие получают поддержку от супругов и родственников. Остальные субъекты помощи выглядят более чем скромно. В то же время население считает, что именно формальные институты (государство и его органы на местах, а также предприятия) должны оказывать помощь и поддержку людям (таблица 2.27).