Развитие рынка труда в Кемеровской области в 1998 - 2004 г.г.
┌════════════════════┬════┬════════════════════════════════════════════════════‰
│ Наименование │ Ед.│ Годы │
│ показателей │изм.├══════┬══════┬══════┬══════┬══════┬══════┬══════════┤
│ │ │ 1998 │ 1999 │ 2000 │ 2001 │ 2002 │ 2003 │ 2004 │
├════════════════════┼════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════════┤
│Численность │тыс.│1438,9│1462,5│1470,0│1439,0│1471,0│1479,0│1463,5 <*>│
│экономически │чел.│ │ │ │ │ │ │ │
│активного населения,│ │1259,7│1260,0│1318,5│1295,0│1334,0│1335,0│1320,5 <*>│
│всего, │ │ │ │ │ │ │ │ │
│в том числе: │тыс.│ │ │ │ │ │ │ │
│ │чел.│ 179,2│ 202,5│ 151,5│ 144,0│ 137,0│ 144,0│ 143,0 <*>│
│ занято в экономике│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │тыс.│ 35,7│ 22,5│ 23,0│ 25,6│ 46,8│ 47,9│ 56,7 │
│ безработные, │чел.│ │ │ │ │ │ │ │
│ всего, │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│из них │тыс.│ │ │ │ │ │ │ │
│ зарегистрированы │чел.│ │ │ │ │ │ │ │
│ в СЗН (на конец │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ периода) │ │ │ │ │ │ │ │ │
├════════════════════┼════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════════┤
│Уровень безработицы │% к │ │ │ │ │ │ │ │
│(на конец периода) │ЭАН │ │ │ │ │ │ │ │
│ общей │ │ 12,5│ 13,8│ 10,3│ 10,0│ 9,3│ 9,7│ 9,8 │
│ зарегистрированной│ │ 2,5│ 1,5│ 1,6│ 1,8│ 3,2│ 3,2│ 3,9 │
├════════════════════┼════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════════┤
│Среднемесячный │руб.│ 308 │ 320 │ 455 │ 634 │ 743 │ 936 │ 939 │
│размер выплат на 1 │ │ │ │ │ │ │ │ │
│человека, состоящего│ │ │ │ │ │ │ │ │
│на учете в СЗН │ │ │ │ │ │ │ │ │
└════════════════════┴════┴══════┴══════┴══════┴══════┴══════┴══════┴══════════…
________________
<*> обследование населения по проблемам занятости за ноябрь 2004 г.
Кризисные процессы в экономике сказались на емкости регионального рынка труда, максимальное число безработных фиксировалось в 1999 году - более 202 тыс. человек. К концу 2004 года численность безработных, определяемых по методологии МОТ, составила 143 тыс. человек. Соответственно уровень общей безработицы снизился с 13,8 процента (1999 год) до 9,8 процента (2004 год). Регистрируемая безработица, наоборот, увеличилась и составила на конец 2004 года 3,9 процента.
Из общего числа безработных женщины составляют 52 процента. Около 10 процентов безработных имеют высшее и неполное высшее образование, 18 процентов - среднее профессиональное, 25 процентов - начальное профессиональное и 26 процентов - среднее образование. Как показали материалы обследования населения по проблемам занятости, 42 процента безработных использовали в качестве способа поиска работы обращение в государственную и коммерческую службы занятости, 29 процентов безработных непосредственно обращались к администрации, работодателю. Средняя продолжительность поиска работы безработными составляет 8,1 месяца.
Программы материальной поддержки безработных играют важную роль в государственных мерах борьбы с безработицей. Среднемесячный размер выплат на одного человека, состоящего на учете в службе занятости населения, за семь лет возрос практически троекратно и составляет около 939 рублей на клиента службы занятости.
Региональный рынок труда в территориальном аспекте достаточно разнообразен. На протяжении нескольких лет сохранялась критическая ситуация на рынке труда Мариинского и Тяжинского районов, где уровень безработицы превышает 14 процентов и 18 процентов (к экономически активному населению на конец 2004 года).
Низкий уровень доходов большей части населения усугубляет давление на рынок труда тех категорий граждан, которые испытывают особые затруднения в поиске работы для жизнеобеспечения себя и своей семьи. В течение последних семи лет ежегодно увеличивается регистрация граждан, особо нуждающихся в социальной защите. В среднем за год в службу занятости обращается за содействием в трудоустройстве более 20 тыс. несовершеннолетних подростков в возрасте от 14 до 17 лет, около 3 тыс. инвалидов или лиц предпенсионного возраста, претендующих на трудоустройство, а также одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, до 600 человек представителей коренных малочисленных народов Кузбасса. Таким образом, общая численность граждан, испытывающих особые трудности на рынке труда, составляет в среднем за год свыше 30 тыс. человек.
Ликвидация последствий кризиса обусловила восстановление ранее действующих производств, возникновение новых фирм и рабочих мест. Таким образом, начиная с 1998 года по настоящее время удалось достичь положительных сдвигов в развитии экономики. В результате в Кемеровской области увеличилась численность занятого населения и уменьшилась общая численность безработных (по методологии Международной организации труда) на 20 процентов (в Российской Федерации - на 35%, Сибирском федеральном округе - на 34%). Одновременно происходил процесс легализации безработицы, поэтому уровень регистрируемой безработицы возрос в области на 1,4 процентных пункта (в Российской Федерации - на 0,3, в Сибирском федеральном округе - на 0,4 пункта).
По сравнению с общероссийским и сибирским окружным рынками труда все процессы в Кемеровской области протекали более интенсивно. В 2004 году состояние рынка труда области оценивалось как несбалансированное. На 31 декабря 2004 г. по уровню регистрируемой безработицы Кемеровская область занимала десятое место среди шестнадцати территорий, входящих в состав Сибирского федерального округа, среди 86 регионов России - 20-е место (начиная с максимального значения).
Интегральная оценка сферы занятости населения Кемеровской области, отражающая среднегодовой темп роста профильной сферы с учетом весовых коэффициентов за 1998 - 2004 годы, составляет 105,51 процента.
Основные проблемы в сфере занятости населения следующие: низкий уровень оплаты труда; вытеснение с рынка труда сельского населения; наличие территорий с более чем двукратным превышением среднеобластного уровня безработицы и нагрузки на одно свободное рабочее место; непривлекательность предлагаемых вакансий (более трети заявленных вакансий предусматривали оплату ниже прожиточного минимума); значительное количество безработных граждан, нуждающихся в особой социальной защите.
Для решения обозначенных проблем необходимо направить усилия на совершенствование нормативно-правовой базы социально-трудовых отношений и доведение ее до уровня международных стандартов; реформирование образовательной политики и формирование новой системы подготовки кадров, ориентированной на спрос работодателей; реализацию политики эффективного функционирования рынка труда; социальную защиту категорий населения, испытывающих особые трудности на рынке труда.
В период с 2005 по 2008 год на региональном рынке труда служба занятости будет осуществлять: реализацию плана мероприятий Концепции действий на рынке труда Российской Федерации на территории Кемеровской области до 2006 года; разработку и реализацию программы "Содействие занятости населения Кемеровской области на 2005 - 2007 г.г."; адресную социальную защиту и обеспечение гарантированных выплат ежегодно 135 тыс. граждан; предоставление неконкурентоспособной части населения возможности участия в профессиональных программах обучения по актуальным для региона профессиям и специальностям (ежегодно более 6 тыс. человек); вовлечение в специальные программы содействия занятости зарегистрированных безработных, в том числе: 1,1 тыс. лиц, особо нуждающихся в социальной защите, более 300 выпускников образовательных учреждений, около 700 многодетных и одиноких родителей, 3,1 тыс. человек в возрасте 16 - 29 лет, 5 тыс. женщин, 4,5 тыс. высвобожденных работников базовых отраслей промышленности, 50 граждан коренных национальностей, более 0,4 тыс. инвалидов; организацию общественно значимых работ для 8 тыс. ищущих работу граждан на условиях долевого финансирования; организацию временной занятости 12,4 тыс. несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет с привлечением дополнительных средств; оказание профориентационных услуг более 38,8 тыс. клиентов.
Определенную роль в решении проблем безработицы играет развитие открытых информационных ресурсов и информационное сопровождение мероприятий по содействию занятости населения. С целью представления актуальной информации гражданам, ищущим работу, в центрах занятости населения функционируют современные информационные залы, оснащенные стендами и тумбами с возможностью быстрой замены представленной информации.
Информация о вакансиях помещается в информационных залах центров занятости, специальных бюллетенях, газетах и сети Интернет. Статистическая и аналитическая информация о деятельности службы занятости и региональном рынке труда, новости, анонсы предстоящих событий и освещение прошедших мероприятий представлены на web-сайте Управления федеральной государственной службы занятости населения по Кемеровской области.
Результативным методом содействия трудоустройству являются ярмарки и мини-ярмарки вакансий, где служба занятости населения выступает в роли информационного посредника между работодателем и населением. Используя корпоративный подход при организации этих мероприятий, служба занятости области проводит как специализированные ярмарки для различных отраслей экономики, отдельных предприятий, так и для отдельных категорий граждан или профессий. Ежегодно проводится около 900 массовых мероприятий, в которых принимают участие 40 тыс. ищущих работу и около 2 тыс. организаций. Для подбора работы предлагается свыше 25 тыс. вакансий. Трудоустраивается каждый пятый участник массовых мероприятий.