Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 - 2008 ГОДЫ

Таблица 2.6


       Развитие жилищно-коммунального хозяйства в Кемеровской области в 1998 - 2004 г.г.

 Наименование

 показателей  

 Ед.

 изм.

 Годы                        

 1998

 1999

 2000

 2001

 2002

 2003

 2004

(оценка)

Удельный вес

расходов на

оплату жилищно-

коммунальных

услуг в

потребительских

расходах

домашних

хозяйств       

 %  

 15  

 15  

 17,5

 17,5

 22  

 22  

 22   

Количество

семей,

получивших

субсидии на

оплату жилищно-

коммунальных

услуг          

тыс.

семей

 17,6

 36,8

 55,3

 51,6

 87,5

 115,4

 130   

Число граждан,

пользующихся

льготами по

оплате жилищно-

коммунальных

услуг          

тыс.

чел.

 486,1

 746,7

1041,6

1041,6

 960,7

 759,6

 794,5


В области высок износ водопроводных сетей (водоводы, уличные, внутриквартальные и внутридворовые сети). При этом следует отметить, что в области отсутствует дефицит хозяйственно-питьевой воды. Отпуск воды на одного жителя области - 206 литров в сутки, по городам - 231 и по районам - 86 литров в сутки.

Состояние водных ресурсов Кузбасса, используемых для централизованного питьевого водоснабжения, не всегда отвечает экологическим требованиям. Жители отдельных малых городов, рабочих поселков и деревень до сих пор пользуются водой непосредственно из открытых водоемов без какой-либо очистки. По данным санитарно-эпидемиологического надзора, из 802 водопроводов 389 не отвечают санитарным требованиям, из них 299 не имеют зон санитарной охраны, 225 водопроводов эксплуатируются без очистных сооружений, у 121 нет сооружений обеззараживания питьевой воды. Потери воды в сетях области составляют более 20 процентов от всей поданной в сеть воды.

Важную роль в повышении качества жизни играет благоустройство территорий. Общая площадь городских земель в пределах городской черты в области составляет 285,6 тыс. га, из них 27,4 процента приходится на зеленые насаждения (парки, сады, скверы, бульвары, лесопарки, городские леса, озеленение уличной дорожной сети). Для уборки территорий и вывоза бытовых отходов используются специальные автомобили. За год вывозится около 3,8 млн. т бытового мусора, 0,8 млн. куб. м жидких отходов и 2,1 млн. т снега и прочего груза.

Протяженность улиц, проездов, набережных на конец 2003 года составила 7,2 тыс. км. На протяжении 2,7 тыс. км улицы, проезды, набережные имеют освещение. В целом улично-дорожная сеть занимает площадь 69,4 млн. кв. м, из нее 37 млн. кв. м - с усовершенствованным покрытием.

Существующая сеть автомобильных дорог еще не в полной мере отвечает требованиям сегодняшнего дня, так как имеет недостаточную плотность дорог, неравномерность по районам области, не всегда соответствует возросшей за последние годы интенсивности движения.

Основные проблемы развития ЖКХ и дорожного хозяйства заключаются в следующем: высокий износ инженерных сетей и сооружений, низкая техническая вооруженность, низкий уровень энергосбережения, недостаточное оснащение приборами учета и регулирования потребления тепловой энергии жилищного фонда, неравномерная плотность дорог на территории области.

Решение проблем отрасли осуществляется через разработку и реализацию региональных целевых программ, а также федеральных программ.

Одним из важнейших элементов реформирования ЖКХ является комплекс мероприятий по внедрению новой техники и эффективных технологий, позволяющих уменьшить дотации бюджетов разных уровней, усовершенствовать источники тепла, инженерные сети и сооружения. Основой для этого является ежегодная региональная целевая программа "Развитие и подготовка к зиме жилищно-коммунального хозяйства области".

Региональная целевая программа "Энергосбережение на территории Кемеровской области до 2005 года" направлена на снижение затрат по себестоимости производства и транспортировке тепловой энергии, холодной и горячей воды, газа. В рамках реализации программы практически завершена работа по оснащению приборами учета тепловой энергии и воды организаций бюджетной сферы. В квартирах ветеранов войны и работников бюджетной сферы на льготных условиях с финансированием из областного бюджета установлено около 6 тыс. счетчиков холодной и горячей воды. Продолжены работы по монтажу автоматизированных узлов с погодным регулированием.

Актуальные вопросы по водоснабжению и канализации решаются путем реализации региональной целевой программы "Обеспечение населения Кемеровской области питьевой водой".

В соответствии с программой развития межрегиональных автодорожных коридоров Кемеровской области предусматривается до 2008 года развитие следующих межрегиональных коридоров: Новосибирск - Ленинск-Кузнецкий - Кемерово - Юрга, по которому осуществляется связь Кузбасса с Новосибирской областью; Бийск - Мартыново - Кузедеево - Новокузнецк с подъездом к г. Таштаголу, по которому осуществляется связь Кузбасса с югом Алтайского края, Республикой Алтай, Казахстаном и Монголией; Томск - Мариинск, обеспечивающий связь Кузбасса с Томской областью и восточными регионами страны; М-53 "Байкал" - Тисуль - Шарыпово, обеспечивающий связь Кузбасса и Томской области с южными районами Красноярского края, республиками Хакасия и Тыва, а также выход на высокоширотный коридор Пермь - Серов - Ханты-Мансийск - Нефтеюганск - Нижневартовск - Томск и север Тюменской области; Абакан - Аскиз - Вершина Теи - Ортон - Усть-Анзас - Таштагол с подъездом к Междуреченску, который позволит организовать связь юга Кузбасса с республиками Хакасия и Тыва; Горно-Алтайск - Турочак - Таштагол, который соединит юг Кузбасса с Республикой Алтай, а также две федеральные дороги М-52 "Чуйский тракт" и М-54 "Енисей".

Важным элементом социальной политики в жилищно-коммунальной сфере является адресная помощь малоимущим и льготным категориям граждан. С 2005 года Правительство Российской Федерации предусмотрело переход на 100-процентную оплату жилья и коммунальных услуг населением. Однако в Кузбассе на 2005 год сохранен областной стандарт 80 на 20, при котором жители заплатят лишь 80 процентов от начисленной платы за жилье и коммунальные услуги. Остальную нагрузку взяли на себя областной и местные бюджеты.

Следует отметить, что согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 392 жители должны платить за жилье и коммунальные услуги не более 22 процентов от совокупного дохода семьи. Областная система социальной защиты более гибкая: с 2005 года в зависимости от дохода в ней определены 5 категорий жителей, имеющих право на получение субсидий в зависимости от уровня доходов на одного члена семьи (5, 7, 10, 15, 22 процента от совокупного дохода семьи). Для семей или одиноко проживающих неработающих пенсионеров, инвалидов 1 - 2-й группы, а также имеющих на иждивении несовершеннолетних детей установлено дополнительно к социальной норме площади жилья 20 кв. м общей площади для расчета субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг.

С 1 января 2005 г. отменено несколько федеральных законов, которые предусматривали бесплатное или льготное предоставление жилищно-коммунальных услуг сельским специалистам, членам семей ветеранов, реабилитированным и членам их семей. В Кемеровской области на 2005 год льготы сохранены всем категориям кузбассовцев, которые их имели прежде. Сохраняются льготы по оплате жилья и коммунальных услуг и тем категориям граждан, которые с 1 января 2005 г. получают ежемесячные денежные выплаты из федерального бюджета наряду с пенсией.