Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 - 2008 ГОДЫ

Таблица 2.10


       Жилищные условия населения и жилищное строительство в Кемеровской области в 1998 - 2004 г.г.

┌════════════════┬═════┬═════════════════════════════════════════‰
│  Наименование  │ Ед. │                   Годы                  │
│   показателей  │ изм.├═════┬═════┬═════┬═════┬═════┬═════┬═════┤
│                │     │ 1998│ 1999│ 2000│ 2001│ 2002│ 2003│ 2004│
│                │     │     │     │     │     │     │     │(оце-│
│                │     │     │     │     │     │     │     │нка) │
├════════════════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
│Обеспеченность  │кв. м│ 18,4│ 18,5│ 18,6│ 18,9│ 19,2│ 19,6│ 19,8│
│населения жильем│     │     │     │     │     │     │     │     │
│на 1 человека   │     │     │     │     │     │     │     │     │
├════════════════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
│Удельный вес    │  %  │  6,1│  6,1│  6,2│  6,1│  6,1│  6,0│  6,0│
│ветхого и       │     │     │     │     │     │     │     │     │
│аварийного      │     │     │     │     │     │     │     │     │
│жилищного фонда │     │     │     │     │     │     │     │     │
│во всем жилищном│     │     │     │     │     │     │     │     │
│фонде           │     │     │     │     │     │     │     │     │
├════════════════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
│Доля семей      │  %  │ 16,2│ 16,5│ 16,9│ 15,8│ 14,9│ 14,4│ 14,1│
│(включая        │     │     │     │     │     │     │     │     │
│одиночек),      │     │     │     │     │     │     │     │     │
│состоящих на    │     │     │     │     │     │     │     │     │
│на учете на     │     │     │     │     │     │     │     │     │
│получение жилья,│     │     │     │     │     │     │     │     │
│на конец года   │     │     │     │     │     │     │     │     │
│(от общего числа│     │     │     │     │     │     │     │     │
│семей)          │     │     │     │     │     │     │     │     │
│  из них        │     │     │     │     │     │     │     │     │
│  льготников    │     │  6,3│  6,3│  6,2│  6,2│  6,1│  6,1│  6,0│
├════════════════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
│Инвестиции      │ млн.│  897│ 1174│ 1261│ 1777│ 2107│ 2500│ 3000│
│в жилищное      │ руб.│     │     │     │     │     │     │     │
│строительство   │     │     │     │     │     │     │     │     │
├════════════════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
│Ввод в действие │тыс. │  363│  486│  338│  395│  463│512,4│580,5│
│квартир (домов),│кв. м│     │     │     │     │     │     │     │
│в том числе     │тыс. │     │     │     │     │     │     │     │
│индивидуальными │кв. м│106,2│131,4│130,1│148,3│  195│  211│292,5│
│застройщиками   │     │     │     │     │     │     │     │     │
│(домов)         │     │     │     │     │     │     │     │     │
└════════════════┴═════┴═════┴═════┴═════┴═════┴═════┴═════┴═════…


В области актуальна проблема проживания населения в ветхом и аварийном жилье. В ветхом и аварийном состоянии находится более 3,4 млн. кв. м жилья, что составляет 6 процентов от общей площади жилья в области, или в 2 раза больше, чем в среднем по России. В нем проживает более 40 тыс. семей, в том числе 12,5 тыс. семей проживают на подработанных территориях, включая провалоопасные и зоны затопления. В основном это частные дома и дома барачного типа 1930 - 50-х годов постройки.

Значительное количество семей находится в очереди на улучшение жилищных условий. Количество очередников - 117 тыс. семей. Доля семей (включая одиночек), состоящих на учете на получение жилья, на конец года (в процентах от общего числа семей) - 14,1 процента, из них льготников - 6 процентов. С 1998 года наблюдается некоторое сокращение (на 2,1%) доли семей, состоящих на учете на получение жилья.

На сегодняшний день потребность в жилье составляет более 10 млн. кв. м. Для снятия остроты жилищной проблемы необходимо довести ежегодный уровень ввода жилья к 2010 году как минимум до 1 млн. кв. м.

Начиная с 1998 года в Кузбассе наблюдается оживление инвестиционной активности строительного комплекса. Инвестиции в жилищное строительство ежегодно увеличиваются в среднем на 10 процентов, на 10 - 12 процентов увеличивается ввод в эксплуатацию жилых домов.

Развитие жилищного строительства в области характеризуется положительной динамикой. С 1998 года в 2,8 раза увеличилось количество жилья, построенного населением за счет собственных средств и с помощью кредитов, а доля индивидуального жилья в общем количестве построенного жилья возросла с 30 до 50 процентов. По показателю ввода в действие жилья среди регионов Сибирского федерального округа Кемеровская область в 2002 - 2003 г.г. занимала 2-е место.

В 2004 году ввод жилья в Кемеровской области составил 580,5 тыс. кв. м, в том числе индивидуального 292,5 тыс. кв. м. Минимально необходимые объемы ввода в действие жилья, при котором выбытие жилищного фонда будет равно его вводу, составляют 200 - 250 тыс. кв. м.

Интегральная оценка изменения жилищных условий в Кемеровской области, отражающая среднегодовой темп роста профильной сферы с учетом весовых коэффициентов за 1998 - 2004 годы, составляет 116,47 процента, что свидетельствует о высоких темпах роста профильной сферы.

Основные проблемы, связанные с улучшением жилищных условий: значительное количество аварийного и ветхого жилищного фонда, большое количество нуждающихся в улучшении жилищных условий, низкий платежеспособный спрос на жилье со стороны работников бюджетных организаций.

Уже наметились положительные тенденции решения этих проблем. В соответствии с Федеральной программой "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда", разработанной на период 2002 - 2010 г.г., возможно ликвидировать аварийный жилой фонд, зарегистрированный по состоянию на 1 января 2000 г., до 2010 года и переселить более 20 тыс. семей. С 2000 года переселено 11 тыс. семей, в том числе 4600 семей за счет средств, выделенных для закрытия шахт. Начиная с 2000 года ежегодное снижение ветхого и аварийного жилищного фонда составило 2 - 2,3 процента.

Для повышения доступности жилья в области реализуются следующие мероприятия: предоставление работникам бюджетной сферы долгосрочных целевых займов сроком на 10 лет под 5 процентов годовых с первоначальным взносом 10 процентов; выдача бюджетных ссуд и субсидий гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, на приобретение или строительство жилья (выдача бюджетных ссуд и субсидий ежегодно увеличивается в 1,5 - 2 раза (в 2001 году - 400, в 2002 году - 600, в 2003 году - 1200, в 2004 году - 1967); развитие системы федерального ипотечного кредитования (с декабря 2003 г.), которая предусматривает выдачу займов под 15 процентов годовых со сроком возврата до 27 лет и первоначальным взносом 30 процентов от стоимости жилья для всех категорий граждан, а не только для работников бюджетной сферы; осуществление облигационного займа с целью привлечения денежных средств для финансирования жилищного строительства в Кемеровской области (в сентябре 2004 г. под гарантию областного бюджета выпущено облигаций на сумму 200 млн. рублей (40 тыс. штук). Полученные от продажи средства направлялись на строительство нового жилья).

Для обеспечения жильем нуждающихся необходимо развивать базу строительной индустрии. На сегодняшний день кузбасские производители строительных материалов полностью закрывают потребность строительной отрасли области (за исключением стекла), собственники начали проводить модернизацию строительных предприятий, появляются новые производства с использованием передовых технологий по выпуску современных строительных материалов.

В связи с вступлением в действие с 1 марта 2005 г. нового Жилищного кодекса будут иначе решаться многие вопросы, связанные с жилищным обеспечением и обслуживанием населения: ответственность за ЖКХ передается на региональный и местный уровни; федеральные стандарты оплаты уступают место региональным: "потолки" по оплате всех услуг будут устанавливать региональные власти; устанавливается новый порядок взаимоотношений между собственниками жилья, нанимателями и обслуживающими организациями; вводится институт управления жилищным фондом, который сделает расходы на содержание жилья и его ремонт более прозрачными.

Определенная новым Жилищным кодексом "привязка" критериев определения малоимущих категорий населения и норм предоставления жилья и учетных норм к региональным стандартам (возможностям и потребностям) приведет к реструктурированию очереди на получение социального жилья через предоставление социального жилья, специализированного социального жилья и целевого ипотечного кредитования.