ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 2005 года N 35
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 - 2008 ГОДЫ
Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию качества жизни населения Кемеровской области на 2005 - 2008 годы.
2. Департаменту регионального развития и местного самоуправления Администрации Кемеровской области в срок до 1 июня 2005 г. подготовить проект распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области "О создании координационно-аналитического совета по качеству жизни населения Кемеровской области".
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области И.А.Свиридову.
4. Постановление вступает в силу с момента подписания.
И.о. Губернатора
Кемеровской области
В.МАЗИКИН
КОНЦЕПЦИЯ качества жизни населения Кемеровской области на 2005 - 2008 годы
Основной показатель уровня развития социально ориентированного общества - качество жизни населения. Качество жизни является объектом регулирования во всех развитых странах, на его повышение нацелена деятельность федеральных и региональных структур, органов местного самоуправления, частного капитала, благотворительных фондов, общественных организаций и т.д.
В сложившихся в современной России условиях повышение качества жизни населения является приоритетным направлением национального развития на долгосрочную перспективу. Основными методами решения вопросов качества жизни являются повышение общего уровня социально-экономического развития страны и региона, а также разработка и реализация соответствующих программ.
Сегодня Кузбасс - один из наиболее динамично развивающихся регионов. Он входит в двадцатку лучших по социально-экономическим показателям. По объему промышленного производства Кузбасс занимает одиннадцатое место в России и второе в Сибири. В области сложилась мощная система социальной поддержки населения. На образование, здравоохранение, культуру, социальную поддержку ежегодно направляются около половины средств регионального бюджета.
Кузбасс прошел стадию преодоления экономического кризиса, появилось больше возможностей заботиться о качестве жизни людей, но в то же время существуют и нерешенные проблемы.
Концепция качества жизни населения Кемеровской области предполагает комплексный подход к решению проблем качества жизни населения. На основе проведенной диагностики качества жизни населения в настоящей Концепции определены основные проблемы качества жизни населения, цели и задачи повышения качества жизни населения, система мероприятий, способствующих повышению качества жизни населения, механизм реализации Концепции, прогнозные показатели эффективности реализации основных направлений повышения качества жизни населения.
Базовыми принципами настоящей Концепции являются: открытость (участие общественности в разработке и реализации Концепции), конкурсность (отбор исполнителей мероприятий, способствующих реализации Концепции, на конкурсной основе), обоснованность (учет при разработке мероприятий, способствующих реализации Концепции, тенденций развития страны, а также собственных возможностей региона), социальное партнерство (конструктивное взаимодействие профсоюзов, органов исполнительной и законодательной власти региона, работодателей), социальное равенство и справедливость (паритет интересов отдельной личности и государственных структур, социальных меньшинств и большинства населения).
В процессе реализация Концепции планируется движение от разработки и реализации минимальных социальных стандартов к стандартам качества жизни населения Кемеровской области.
Проблемами повышения качества жизни мировое сообщество интересовалось давно, однако концептуальное видение проблемы стало формироваться с 90-х годов XX века. Разработка концепции качества жизни была инициирована комитетами, конференциями и программами ООН и первоначально являлась вспомогательным элементом в решении первоочередных практических задач в борьбе с голодом, эпидемиями, стихийными бедствиями.
Разработке концепции предшествовало методологическое и теоретическое обоснование характеристики качества жизни населения для эффективного управления процессом обеспечения его повышения.
Концепция качества жизни населения включает в себя: основную идею, выражающую сущность качества жизни населения, цель концепции, основные пути (направления) повышения качества жизни, субъектов (носителей) качества жизни, формы проявления (показатели) качества жизни, противоречия процесса реализации качества жизни, принципы реализации концепции.
Качество жизни - это мера развития и удовлетворения совокупности разнообразных потребностей населения. Эта мера выражена количественными и качественными показателями. Качество жизни предполагает достаточный для каждого жителя уровень материальных ресурсов, занятости, жилищных условий, транспортных средств, приемлемое состояние окружающей среды. Кроме того, качество жизни включает в себя возможности самообразования, развития способностей и сохранения физического и духовного здоровья в обстановке свободы и справедливости.
Различают объективное (измеряемое в основном достоверными показателями) и субъективное (ощущаемое) качество жизни. Последнее определяется через оценку человеком меры удовлетворения своих потребностей, которая зависит от разного представления людьми понятий "высокое" и "низкое качество жизни". Для одних это, прежде всего, высокий уровень духовного развития, а для других - высокий уровень материального благосостояния.
Таким образом, качество жизни определяется совокупностью жизненных ценностей, характеризующих созидательную деятельность, удовлетворение потребностей и развитие человека (групп населения, общества), удовлетворенность людей жизнью, социальными отношениями.
Цель концепции - повышение качества жизни населения.
Основные пути повышения качества жизни населения: рост эффективности производства и труда, повышение доходов населения, обеспечение членам общества равных возможностей во всех сферах жизни, рациональное использование бюджетных ресурсов.
Субъектом (носителем) качества жизни является население (страны, региона, муниципального образования), различное по половозрастному составу и состоящее из отдельных людей, личностей, разных социальных и профессиональных групп.
Формы проявления качества жизни населения представлены рядом частных показателей, сгруппированных в блоки.
Наиболее распространенным интегральным показателем развития человеческих ресурсов и качества жизни является индекс развития человеческого потенциала, который отражает возможность людей обеспечить себе долгую и здоровую жизнь, приобрести хорошие знания, а при помощи их получить доступ к общественным ресурсам, и, наконец, показать уровень благосостояния, степень его приближения к мировым стандартам жизнеобеспеченности.
Формирование многих показателей качества жизни основывается на теории человеческих потребностей А.Маслоу с учетом дополнений современной науки. Выделяются следующие основные потребности человека: в рациональном питании; в комфортном жилье; в хорошем здоровье и здравоохранении, успешно поддерживающем его; в благоприятной естественной среде обитания; в безопасной общественной среде существования, где его жизнь, права и достоинство могут быть надежно защищены; в высококачественных вещах и услугах массового потребления; в получении соответствующих знаний и развитии своего образования, творческого и духовного потенциала; в самореализации и признании обществом человека как личности. Наряду с индивидуальными потребностями существуют потребности социальных субъектов более высокого уровня общности (социальных групп, институтов, всего общества).
Каждая группа потребностей характеризуется комплексом частных и интегральных показателей.
Концепция включает в себя ряд противоречий процесса реализации качества жизни:
а) между материальными условиями воспроизводства человека (работника) как носителя рабочей силы и материальными условиями формирования человека как личности;
б) между потребностью в обеспечении социальной справедливости и слабыми возможностями общества в создании равных условий для реализации потенциальных способностей в различных сферах (труд, культура, спорт, искусство, творчество и др.);
в) между стремлением ускоренного накопления, потребления материальных благ и услуг и реальными возможностями их получения;
г) между объективным состоянием качества жизни и субъективной оценкой этого состояния.
Концепция качества жизни населения реализуется на основе следующих принципов: паритет интересов отдельной личности и государственных структур, паритет различных социальных групп и различных слоев населения; социальное равенство и справедливость; мониторинг и управление качеством жизни населения для его роста, доведения до определенных социальных стандартов; использование ресурсов государственных и муниципальных органов управления качеством жизни для улучшения жизни социально уязвимых слоев населения; учет убывающей предельной (дополнительной) полезности дохода; постепенность и последовательность удовлетворения базовых потребностей; первостепенная ценность общественного согласия и компромисса, терпимость, плюрализм в экономике, политике и идеологии; опора на периферию, возрождение полноценной жизни на местах и содействие расцвету "малой родины", становлению гражданского общества.
Реализация настоящей Концепции качества жизни населения предполагает единство действий федерального, регионального и местного уровней власти. Вместе с тем в условиях реализации реформы местного самоуправления возрастает роль региональных органов власти в решении проблем повышения качества жизни населения.
Одна из первоочередных проблем на пути повышения качества жизни населения - сокращение бедности.
Проблема бедности - одна из острейших социальных проблем. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с их чрезмерной поляризацией определяет кризисные процессы в семье и обществе, вызывает социальную напряженность, препятствует устойчивому развитию страны.
Под бедностью понимается экономическое положение семьи или отдельного индивида, при котором имеющиеся в распоряжении средства недостаточны для удовлетворения их минимальных потребностей в питании, одежде, жилье, медицине, образовании и др. Бедность является следствием многих взаимосвязанных факторов, в том числе: экономических (низкая заработная плата и высокая ее дифференциация, ограниченная возможность получения доходов за счет предпринимательской деятельности, безработица), социальных (инвалидность, старость, маргинализация, детская безнадзорность), демографических (неполные семьи, семьи с высокой нагрузкой иждивенцев, молодежь и старшее поколение со слабыми позициями на рынке труда), политических (военные конфликты, вынужденная миграция), регионально-географических (разрыв сложившихся межрегиональных связей) и пр.
Существует три основных подхода к определению бедности:
1. Абсолютная бедность - это недостаточная обеспеченность семьи (индивида) предметами длительного пользования, потребительскими товарами и услугами по сравнению с установленным прожиточным минимумом.
2. Относительная бедность - это недостаточная обеспеченность семьи (индивида) предметами длительного пользования, потребительскими товарами и услугами по сравнению со сложившимися в обществе стандартами потребления.
3. Субъективная бедность определяется на основе собственных оценок населением своего материального положения.
В международных исследованиях, проводимых ООН, применяется комбинированная методика исследования бедности, основанная на сочетании всех трех концепций бедности: абсолютной, относительной и субъективной. Статус бедных получают семьи, одновременно соответствующие трем подходам. Это семьи, имеющие доходы ниже прожиточного минимума, испытывающие лишения в сфере потребления и ощущающие себя бедными.
Определение бедности в Российской Федерации основывается на концепции абсолютной бедности. Для характеристики бедности официально используется термин "малоимущие". Малоимущими признаются те граждане, у которых среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.
В таблице 1.1 представлена информация о распределении общего объема денежных доходов населения Российской Федерации и Кемеровской области за 2000 - 2004 годы.
В Кемеровской области доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (уровень бедности) за период с 2000 по 2004 год снизилась с 28,5 процента до 19 процентов. Уровень бедности в Кемеровской области находится примерно на уровне среднероссийских показателей. Так, в 2003 году уровень бедности в России составлял 20,3 процента, а в Кемеровской области - 20,2 процента. Среди регионов Сибирского федерального округа в 2003 году наиболее высокий уровень бедности наблюдался в Усть-ордынском Бурятском автономном округе (82,8%), Республике Тыва (48%), Агинском Бурятском автономном округе (45%), наиболее низкий - в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе (14,4%), Омской (21%), Томской (20,2%) и Кемеровской (20,2%) областях.
Важным показателем, характеризующим состояние бедности, является индекс глубины бедности, представляющий собой среднее отклонение доходов бедных домохозяйств от величины прожиточного минимума. Глубина бедности в Кемеровской области с 2002 по 2004 год снизилась с 6,8 процента до 5,8 процента.
На основе данных о численности населения и размере доходов населения с доходами ниже прожиточного минимума определен дефицит дохода, который характеризует, сколько доходов в масштабах Кемеровской области не хватает для того, чтобы доходы малоимущего населения были равны прожиточному минимуму. Так, за 2004 год ежемесячный дефицит дохода составлял 401,4 млн. рублей (при общих годовых денежных доходах населения 208,8 млрд. руб.).
Для оценки перспектив сокращения бедности проведена оценка динамики распределения доходов. За последние 4 года степень неравномерности распределения доходов между жителями области (коэффициент Джини) увеличилась на 14 процентов. Эту же тенденцию подтверждает динамика коэффициента фондов, который показывает соотношение доходов 10 процентов наиболее и 10 процентов наименее обеспеченного населения. Если в 2000 году доходы 10 процентов наиболее обеспеченного населения превышали доходы 10 процентов наименее обеспеченного населения в 10,7 раза, то в 2004 году уже в 15,6 раза.
Показатели распределения денежных доходов между двадцатипроцентными группами населения также свидетельствуют об увеличении степени неравенства. За период с 2000 по 2004 год доля доходов 20 процентов населения с наименьшими доходами сократилась на 1,3 процента, в то время как доходы 20 процентов населения с наибольшими доходами возросли на 4,3 процента.
Степень неравномерности распределения доходов в Кемеровской области отражена на рис. 1.1*. Биссектриса характеризует абсолютно равномерное распределение доходов, кривые 1, 2 характеризуют отклонение от линии равномерного распределения доходов. В 2004 году по сравнению с 2002 годом неравномерность распределения доходов усилилась. Эту тенденцию нельзя назвать благоприятной, поскольку она свидетельствует об увеличении дифференциации доходов в области и усилении неравенства. Аналогичная ситуация характерна также для России в целом и большинства регионов Сибирского федерального округа.
________________
* Рисунок 1.1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Распределение общего объема денежных доходов населения в Российской Федерации и Кемеровской области
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |||||
Рос- сий- ская Феде- рация | Кеме- ров- ская об- ласть | Рос- сий- ская Феде- рация | Кеме- ров- ская об- ласть | Рос- сий- ская Феде- рация | Кеме- ров- ская об- ласть | Рос- сий- ская Феде- рация | Кеме- ров- ская об- ласть | Кеме- ров- ская об- ласть | |
Денежные доходы - всего в том числе по 20% группам населения | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
первая (с наименьшими доходами) | 5,8 | 6,6 | 5,6 | 6,4 | 5,6 | 6,3 | 5,5 | 6,0 | 5,3 |
вторая | 10,4 | 11,4 | 10,4 | 11,3 | 10,4 | 11,2 | 10,3 | 10,9 | 10,0 |
третья | 15,1 | 16,2 | 15,4 | 16,1 | 15,4 | 16,0 | 15,3 | 15,7 | 15,0 |
четвертая | 21,9 | 23,0 | 22,8 | 23,0 | 22,8 | 23,0 | 22,7 | 22,9 | 22,6 |
пятая (с наибольшими доходами) | 46,8 | 42,8 | 45,6 | 43,2 | 45,8 | 43,5 | 46,2 | 44,5 | 47,1 |
Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) | 0,395 | 0,360 | 0,398 | 0,365 | 0,398 | 0,369 | 0,402 | 0,381 | 0,413 |
Соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения (коэффициент фондов) | 13,9 | 10,7 | 14,0 | 11,1 | 14,0 | 11,4 | 14,5 | 12,5 | 15,6 |
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, % | - | 28,5 | - | 25,4 | 24,2 | 23,3 | 20,3 | 20,2 | 19,0 |
Доля населения с денежными доходами ниже среднедушевого дохода в целом по региону, % | - | 62,9 | - | 63,1 | - | 63,2 | - | 63,7 | 64,9 |
Дефицит дохода, млн. рублей в месяц | - | - | - | - | - | 400,2 | - | 380,6 | 401,4 |
Глубина бедности, % | - | - | - | - | - | 6,8 | - | 5,9 | 5,8 |