Действующий

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

Таблица 16


      Инвестиционная деятельность в химическом комплексе Российской Федерации в 2003 - 2009 г.г. по отдельным видам экономической деятельности (млрд. руб., в ценах соответствующих лет)

     

Вид экономической деятельности

 Годы                   

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Химическое производство        

29,8

37,0

56,7

66,7

56,7

53,2

29,8

Производство резиновых и

пластмассовых изделий          

 8,9

14,0

19,1

11,9

19,1

11,9

 8,9


Для инвестиционных объектов химического комплекса в большинстве случаев характерно следующее:

высокая капиталоемкость и длительный период окупаемости (5 - 7 и более лет);

включенность в производственные связи внутри самого комплекса, вследствие чего инвестиции только в одну стадию технологической цепочки не достаточно эффективны;

высокие экологические риски как из-за характера самих объектов, так и в связи с перспективой ужесточения требований к уровню экологической безопасности как самого производства, так и продукции;

высокие инфраструктурные и сырьевые риски, связанные с неопределенностью в отношении поведения естественных монополий, дефицитом соответствующих требованиям современного химического производства мощностей первого передела и слабым развитием инфраструктуры.

Наиболее инвестиционно привлекательными в таких условиях являются два практически противоположных варианта. Первый - это те подотрасли, в которых минимум технологических звеньев до выхода товарной продукции (производство удобрений и метанола). Второй - те подотрасли, в которых доля затрат на сырье, энергию и транспортировку сравнительно мала, а объем требуемых инвестиций и срок окупаемости не слишком велик (производство товаров бытовой химии, катализаторов, лакокрасочных материалов, красителей и т.п.). На два этих варианта и пришлась наибольшая часть всех инвестиций в химический комплекс за 1992 - 2006 г.г.

Большинство работающих российских предприятий вынуждено направлять значительную часть прибыли на восполнение недостатка оборотных средств и ремонт оборудования. Лишь немногие наиболее крупные компании в состоянии направлять значительный объем собственных средств в капитальные вложения. Привлечение средств затруднялось тем, что российская финансово-кредитная система предоставляла, как правило, краткосрочные банковские кредиты, процентов по которым ставят российские компании на грань рентабельности, а сроки (2 - 3 года) значительно меньше периода окупаемости крупных инвестиционных проектов. Иные кредиторы, принимая в расчет высокие риски инвестиций в российскую промышленность и нередко безвыходное положение заемщиков, во многих случаях в качестве одного из условий требуют в качестве обеспечения кредита предоставить им акции химических предприятий (в форме залога или доли в совместном предприятии), на что российские химические компании идут не слишком охотно.

В целом характерный для российского финансового рынка дефицит финансовых инструментов, неготовность и неспособность химических компаний к расширению их спектра и эффективному использованию являются серьезным препятствием для развития инвестиционного процесса.

Иностранные инвестиции до сих пор не играют существенной роли в развитии химического комплекса. Иностранные инвесторы ориентируются главным образом либо на эксплуатацию таких российских конкурентных преимуществ, как сравнительно дешевые сырье и рабочая сила, а также относительно низкие экологические требования, либо просто стремятся захватить российский рынок сбыта. Реализованных масштабных инвестиционных проектов с иностранным участием в крупнотоннажные производства в Российской Федерации до сих пор практически нет (в отличие от Китая).